Психологические корни атеизма |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Психологические корни атеизма |
27.2.2010, 22:53
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Участники Сообщений: 37 Регистрация: 27.8.2009 Из: г. Владимир Участник №: 877 Вероисповедание и конфессиональные взгляды:православный христианин Вставить ник Цитата |
Как-то завёл я разговор о вере с одним моим знакомым, атеистом по убеждению, человеком очень образованным и начитанным. Который сказал мне: - Если бы Бог действительно существовал, то почему бы Ему не явиться людям явно? Чтобы все в Него поверили… Вопрос, который задают практически все люди атеистического мировоззрения. И поскольку сведения, изложенные в Библии, возвещающие о существовании Бога, они считают выдумкой и мифотворчеством, то воспользуюсь одним из способов выявления истины, принятым в математике, – методом от противного. Применительно к позиции атеиста. Предположим, что Бог явился людям зримо. Так, что ни осталось бы и тени сомнения в Его существовании. Что это означало бы для многих из нас? Например, для того же моего знакомого. А вот что. Человек он умный, трезво мыслящий. И потому в его голове сразу родилась бы следующая цепочка рассуждений: если Бог есть, раз это правда (вот Он, я вижу Его своими глазами!), то правдой является и то, что Он сказал. В той же Библии. То есть что греховная и даже просто эгоистичная жизнь человека приведёт его в посмертном существовании к страданиям, а жизнь по заповедям – к блаженству. Следовательно, нужно немедленно внести в свою жизнь коррективы – как говорят юристы, согласно “вновь открывшимся обстоятельствам”. Что предпримет такой человек? Конечно же, прекратит, допустим, пить и блудить, бросится подавать нищим милостыню и т.д. и т.п. Но почему? Да вовсе не потому, что внезапно стал этому нищему сострадать в его бедах. Не потому, что к пьянству и блуду почувствовал отвращение. А из страха “за собственную шкуру” и желания будущих “благ”. Которых “не видел глаз человека, не слышало ухо его и не приходило на ум его”, как и было обещано в Евангелии. Так вот, одна из особенностей христианской веры заключается в убеждении, что в планы Творца не входит предоставление людям неопровержимых доказательств Своего существования. У Него есть цель, сформулированная Им в Священном Писании (Мф. 5,48) - духовно-нравственное совершенствование личности. Которое невозможно достичь любым, даже незначительным принуждением извне. Перед человеком поставлена задача - развить в себе высшие качества, которые стали бы частью его природы. То есть чтобы он творил добро не за награду, а повинуясь голосу совести. Чтобы у человека всё внутри переворачивалось при виде страдальца. Чтобы низшие, дурные качества характера человека вызывали в нём не страх наказания за них, а омерзение; чтобы он ощущал их никчемность и пошлость. Но это возможно только тогда, когда на первом этапе своего духовного роста люди будут абсолютно уверены в безнаказанности за совершённое ими зло и в отсутствии любой награды за добро. Ибо только в этом случае поступками людей будет руководить их истинная природа и начатки совести. Вспомним слова Христа, подтверждающие вышесказанное. О том, что “Бога УЗРЯТ” люди, “ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ” (Мф. 5,8), а не искусные в размышлении (например, о тех же “доказательствах” Его существования). И здесь нам открыта великая истина христианства и богопознания. А именно: “очищение сердца” есть акт необходимый для постижения сущности Бога и предшествующий ему. Иными словами, Царствие Божие никогда не откроется человеку, не взрастившему в себе высших качеств, не ощутившем в себе природу, отличную от животной. То есть человеку, НЕ ГОТОВОМУ к восприятию божественного (как ученика, в течение года не усвоившего учебный материал, нельзя переводить в следующий класс). Если же человек начинает жить по заповедям Творца, повинуясь не голосу сердца, а поставленный перед фактом, под влиянием внешних обстоятельств (тех же кнута или пряника), его земной период духовно-нравственной эволюции будет сильно замедлен или прекратится вовсе. Вот почему атеист никогда не получит доказательств иного бытия. Первоклашка не способен воспринять математический анализ и теорию функций, даже если получит на руки соответствующий учебник, поскольку ещё не усвоил азов арифметики. Он не в состоянии ощутить глубину лермонтовского “Мцыри”, пока не научится воспринимать стишки “О красном шарике”. А вот “очистившие сердце” узнавали великую тайну мироздания. Иные из них общались с ангельским миром незримо для земного глаза; другим (как, например, преп. Серафиму Саровскому) небожители являлись в образах, доступных физическому зрению. Но каждый из таких людей своё общение с иными мирами тщательно скрывал; а тех, кто случайно становился свидетелем подобного, убедительно просил молчать об увиденном (как тот же Серафим Саровский помещика Мотовилова). Понимая, что окружающим такие факты на пользу не пойдут. По тем же причинам несостоятельны и слова атеиста о том, что если бы Бог существовал, то на Земле не было бы ни страданий, ни болезней, ни злодеев, ни войн и т.д. Во-первых, большинство несчастий создают друг другу сами люди по своей СВОБОДНОЙ воле. Каковую им предоставил Творец. Почему? Потому что Он пожелал, чтобы мы приняли в себя Нравственную Чистоту и Милосердие сознательно и добровольно, а не повинуясь приказу или заданной программе. Рабы и сомнамбулы Ему не нужны. Как не нужна, скажем, мужчине женщина, которая станет его любить из-под палки или опутанная колдовскими чарами. А во-вторых, после грехопадения первых людей часть определённых испытаний и связанных с ними страданий каждому из нас пройти необходимо согласно воле Творца. Простой пример. Всё тот же атеист, говоря о несовершенстве мира и человека, как-то заметил: “Почему человеку дан, скажем, желудок, всё время требующий пищи? Разве Бог, если бы Он существовал, был бы не в силах сотворить людей, обходящихся без питания? Ведь борьба за средства существования привела к стольким бедам и несчастьям! Где же Ваша хвалёная гармония?” Да именно потому и дан нам этот желудок, что он является одним из инструментов духовно-нравственного развития человека. Представьте себе, что Вы очень хотите кушать (следовательно, Вы познали, что такое страдание!) и у Вас есть кусок хлеба. А рядом с Вами стоит человек, который голоден не меньше Вашего, но у которого куска хлеба нет. Тогда в Вашей душе начинается борьба между эгоизмом и состраданием. Кто-то в таких случаях съедает кусок сам, кто-то поделится с голодным; а есть такие, которые настолько не в силах видеть страдание другого человека (как и любой Божией твари), что им становится ЛЕГЧЕ, когда они отдадут страдальцу ВЕСЬ кусок, не оставив себе ни крохи. Возможно, их желудок при этом даже заболит, но эту боль с лихвой покроет ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ, явившаяся в их сердце. Вызванная осознанием того, что ближний перестал страдать. И подобные обстоятельства, в результате которых происходит борьба между нашими эгоизмом и совестью, между низшими и высшими качествами души, людям посылаются практически ежедневно. Только многие из нас полагают, что они наступают случайно и что от них можно уберечься или освободиться раз и навсегда (развестись с пьяницей-мужем, отказаться в роддоме от ребёнка-инвалида, выбросить на улицу свою больную собаку и т.д.). Не понимая, что на место отвергнутых испытаний НЕИЗБЕЖНО будут посланы другие. И, безусловно, более серьёзные. В целях ускорения процесса “обучения”. Поскольку ученик, прогулявший немало занятий, вынужден затем учиться с удвоенной силой, навёрстывая упущенное. Если, конечно, его не устраивает перспектива остаться недоучкой навеки. Вот почему покоя и комфорта на Земле не будет никогда. Наша планета не предназначена для наслаждения и счастья; она – великая школа духовности, полигон для испытаний на предмет нашего сознательного выбора между добром и злом, нравственной чистотой и грязью. Далее. - Вы, верующие, выдумали Бога и загробную жизнь только потому, что боитесь смерти как своего исчезновения и хотите жить вечно, - сказал мне тот же атеист. – Это простая психологическая защита. Думаю, дело обстоит прямо противоположным образом. Я знаю женщину, которая ведёт, мягко говоря, не совсем приличный образ жизни. Любит выпить, повеселиться, “погулять” с мужчинами, поругаться, поскандалить и т.д. Немало она за свою жизнь сделала и абортов. Так вот, когда однажды я попытался заговорить с ней о православии, она тут же замахала руками: - И слышать ничего не хочу про вашу геенну!.. Да и потом: это каждый раз молиться, поститься и извиняться, если кому на ногу наступишь? Уволь… Собирая по крупицам воспоминания о подобных разговорах и рассказанных мне случаях, я делаю следующий вывод: не вера, а именно атеизм является той самой “психологической защитой”, которую выдумала часть человечества, повинуясь паническому страху “за свою шкуру”. Тот, кто с пеной у рта доказывает, что Бога и загробной жизни нет, на самом деле (чаще всего, неосознанно) просто боится, что они есть. Ведь тогда ему неизбежно придётся ОТВЕЧАТЬ ЗА ПРОЖИТУЮ ЖИЗНЬ. Такому человеку было бы гораздо удобнее, если бы с физической смертью для него наступало полное небытие. Когда человека мучает совесть, он жаждет того, чтобы со временем она уснула навеки (перспектива, например, неизбежной загробной встречи убийцы со своей жертвой - первого просто шокирует). Но главное, вера предполагает подавление человеком в себе низменных страстей и желаний. Что как раз многим из нас делать никак не хочется. Ибо привычка жить в своё удовольствие (и чаще всего, за счёт других) вошла в само сердце такого человека, стала её природой. Сломить которую без душевной и телесной боли невозможно. Гораздо легче и приятнее найти религии противоядие. Убедить себя в том, что человек, пусть и высокоорганизованное, но животное. Что никакой души у него нет, а есть комплекс его психофизических ощущений и реакций на внешние раздражители. Ешь, пей, гуляй, веселись. А то и врежь кому-нибудь по физиономии, чтобы душу отвести. Придёт время, и могила покроет всё – и свинство, и подлость; заглушит и стыд, и совесть, если вдруг у кого-то они проснутся. Жаль таких людей, потому что именно о них сказано в апокалипсисе, что, когда на Страшном Суде их злобные и похотливые дела, слова и мысли ОБНАЖАТСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ, они “возопиют”, обратившись к горам и камням (Откр. 6, 16): - Падите на нас и сокройте нас!.. |
|
|
9.3.2010, 21:12
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Участники Сообщений: 138 Регистрация: 6.3.2010 Из: Украина Участник №: 1043 Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианин Вставить ник Цитата |
Исследуя условия Второго Пришествия Христа мне пришлось столкнуться с темой, которая совсем не вписывалась в заданный формат. Из текста Библии было ясно, что Его приход будет сопровождаться очевидным явлением Его Славы, а также то, что начиная с этого момента, власть Его на земле будет абсолютной. Возникал вопрос: кто же эти люди, собравшиеся на войну с Богом в долине Мегиддо? Поднявшие восстание среди народов на четырех концах земли Магога? И почему, в конце концов, великое множество людей не смогут принять Царство Бога и будут вынуждены пойти на гибель? Неужели для них совершенно невозможно будет принять Бога как Царя? Ведь, когда мы видим, что не можем превозмочь кого-то более сильного, то почитаем за благо подчиниться. В чем здесь проблема? Было очевидно, что без внятного исследования внутренних мотивов отступников от истинной веры не обойтись. Мной была проделана некоторая работа, собственно результатами которой, считаю своим долгом поделиться со всеми.
1. Нечестие. 1 Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. 2 Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. 3 Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, 4 ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. 5 И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. 6 Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого - призрака, представляли себе видимое еще худшим. 7 Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, 8 ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи сами страдали позорною боязливостью. 9 И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать, 10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. 11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. 12 Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. 13 И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, 14 то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. 15 Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. 16 Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, 17 ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, 18 или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, все это, ужасая их, повергало в расслабление. 19 Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; 20 а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы. Библия: Книга Премудрости Соломона (Прем), гл.17. Автор описывает наказание тьмой египтян незадолго до исхода. Поработившие народ Божий погрузились в непроглядную, физически ощущаемую тьму, парализовавшую их волю. Их и их пророков, освободителей и спасителей. А они считали, что сумели победить страх – прямой результат нечестия, с помощью своих ложных священнодействий. Никто из них, оказавшись со своим страхом один на один, не был способен контролировать собственные действия и вообще себя. Страх – удивительное свойство, присущее человеку и до конца им не разгаданное. Считается, что это защитный механизм, передавшийся нам от наших предшественников по эволюционной цепи – животных. Однако очевидно, что страх человека настолько же отличается от испуга животного, насколько же и люди отличаются от зверей. Так что же такое страх? «Уважаемые дамы и господа! То, что я сказал вам на прошлой лекции об общей нервозности, вы посчитали, наверное, самым неполным и самым недостаточным из моих сообщений. Я знаю это и думаю, что ничто не удивило бы вас больше, чем то, что в ней ничего не было сказано о страхе, на который жалуется большинство нервнобольных, считая его самым ужасным своим страданием, и который действительно может достичь у них громадной интенсивности и привести к самым безумным поступкам. Но, по крайней мере, в этом вопросе, я не хотел быть кратким; напротив, я решил особенно остро поставить проблему страха у нервнобольных и подробно изложить ее вам. (………) Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха – узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь. Не стану утверждать, что могу вам дать ее полное решение… (……..) При дальнейшем размышлении следует признать, что мнение о реальном страхе, будто он разумен и целесообразен, нуждается в основательной проверке. Единственно целесообразным поведением при угрожающей опасности была бы спокойная оценка собственных сил по сравнению с величиной угрозы и затем решение, что обещает большую надежду на благополучный исход: бегство или защита, а может быть даже и нападение. Но в таком случае от страха вообще не остается места; все, что происходит, произошло бы также хорошо и, вероятно, еще лучше, если бы дело не дошло до развития страха. Вы видите также, что если страх чрезмерно силен, то он крайне нецелесообразен, он парализует тогда любое действие, в том числе и бегство. Обычно реакция на опасность состоит из смеси аффекта страха и защитного действия. Испуганное животное боится и бежит, но целесообразным при этом является бегство, а не боязнь». (Введение в психоанализ. Фрейд З.). Понимание психологии человека по Фрейду основано на предположении, что человек, как живой вид, является продуктом эволюции. Такая диспозиция, как мы знаем, неверна, со всеми вытекающими отсюда выводами. Однако наблюдения Фрейда как врача и ученого могут представлять интерес. В частности проблему страха З.Фрейд посчитал ключевой в понимании нашей душевной жизни. Возникновение страха находится за пределами контролируемой сознанием человека зоны. Поэтому появление страха невозможно подавить (не путать с внешними симптомами). Также он определил, что страх бывает двух типов: реальный и невротический. Первый представляет собой кажущуюся нам понятной реакцию на опасность, т.е. на ожидаемый ущерб извне, второй – как совершенно бесцельный и потому загадочный. Далее ученый констатирует происхождение невротического страха из среды внутреннего мира субъекта. Отличие от ситуации реального страха, - писал Фрейд, - заключается в двух моментах: в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается. Другими словами, мы получаем научное свидетельство угрозы, которую представляют для своего носителя его скрытые желания. Желания, в которых он сам себе не может признаться. Таковыми по Фрейду выступают нереализованные половые влечения, что, к слову, оспаривается современной психологией. Однако, как уже говорилось, выводы, основанные на теории эволюции, не представляют для нас авторитета. Учитывать следует лишь фактические наблюдения. Сопоставим их с библейским свидетельством: 10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. 11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. И здесь также видим свидетельство о неразумности и нецелесообразности страха. Его возникновение является побочным продуктом нашего душевного мира, несвойственным природе человека и ненужным ему в случае соблюдения им законов бытия. Страх – результат отклонения от последних. Такой вывод напрашивается при прочтении как Фрейда, так Священного Писания. И все же, попробуем разобраться. Согласно Библии, страх возникает в результате взаимодействия таких субъектов внутреннего мира как нечестие, совесть и рассудок. И здесь возникает потребность определиться в терминологии. Исследуем имеющийся материал. Итак, нечестие. 2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, 3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; 4 слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; 5 на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом. Библия: Псалтирь (Пс), Пс.35. Нечестие предшествует беззаконию и является внутренним свойством человека. 31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! 32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин! 33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, 34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней. Библия: Псалтирь (Пс), Пс.106. Нечестие жителей производит проклятие на их земле. 5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. Библия: Книга Притчей Соломоновых (Притч), Гл.13. Видим нечестие как причину гибели своего носителя. 25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия… Библия: Книга Екклезиаста (Еккл), Гл.7. Нечестие сопровождается глупостью, невежеством и безумием. Не будет ошибкой назвать последние признаками нечестия. 5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, 7 что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему? 8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. Библия: Книга Екклезиаста (Еккл), Гл.8. Нечестие создает для своего носителя иллюзию власти над собственной судьбой, однако, это ошибка. 11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. 12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; 13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Библия: Книга Екклезиаста (Еккл), Гл.8. Вред, приносимый нечестием невидим. Его результат невозможно увидеть сразу, очевидно, в этом и заключается основная проблема. Но здесь мы видим – страх перед Богом, вот рецепт обретения блага. 25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!" 26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; 27 говорит в сердце своем: "не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла"; Библия: Псалтирь (Пс), пс.9. Нечестие внушает человеку, что Бога нет и, соответственно, нет и Его суда. 9 Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его; 10 и сделанное вместе со сделавшим будет наказано. 11 Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных. 12 Ибо вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни. 13 Не было их вначале, и не во веки они будут. Библия: Книга Премудрости Соломона (Прем), Гл.14. Неправдивое поклонение – прямой результат нечестия; ненавистно Богу и является блудом и растлением жизни. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. Библия: Псалтирь (Пс), Пс.5. 33 Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца]. 34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"? 35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник. 36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. 37 Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Библия: Псалтирь (Пс), Пс.9. На основании данного текста подтверждаем уже имеющийся вывод: нечестие и есть представление о том, что Бога нет, и, если хотите, о том, что Он не осуждает зло и несправедливое угнетение. Другими словами можно назвать нечестие иллюзией отсутствия Бога в нашем мире и всем, что в нем происходит. 3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. 4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. 5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. 7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Библия: Книга Притчей Соломоновых (Притч), Гл.11. 12 И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13 Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" 14 И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф. Библия: Книга пророка Исаии (Ис), Гл.22. 19 Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. 20 Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: "не буду служить идолам", а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. 21 Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? 22 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Библия: Книга пророка Иеремии (Иер), Гл.2. 8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. 9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, 10 и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. 11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. 12 Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. 13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, - 14 то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом. Библия: Книга пророка Иеремии (Иер), Гл.7. Нечестие, как внутреннее свойство приемлет формальные признаки поклонения Всевышнему, однако, несмотря на это, толкает своих субъектов на нарушения Его закона. 1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? 2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. 3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. 4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет". Библия: Книга пророка Иеремии (Иер), Гл.12. На основании данного текста утверждаемся в сделанных выше выводах. Также имеем свидетельство о «дне убиения», приготовленном для обладателей нечестия. 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки, 16 и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, - они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их. 17 И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. 18 Выхожу я на поле, - и вот, убитые мечом; вхожу в город, - и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно. 19 Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы. 20 Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. [Библия: Книга пророка Иеремии (Иер), Гл.14. 2 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские; вот, они теперь пусты, и никто не живет в них, 3 за нечестие их, которое они делали, прогневляя Меня, ходя кадить и служить иным богам, которых не знали ни они, ни вы, ни отцы ваши. 4 Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: "не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу". 5 Но они не слушали и не приклонили уха своего, чтобы обратиться от своего нечестия, не кадить иным богам. Библия: Книга пророка Иеремии (Иер), Гл.44. 7 И ныне так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: зачем вы делаете это великое зло душам вашим, истребляя у себя мужей и жен, взрослых детей и младенцев из среды Иудеи, чтобы не оставить у себя остатка, 8 прогневляя Меня изделием рук своих, каждением иным богам в земле Египетской, куда вы пришли жить, чтобы погубить себя и сделаться проклятием и поношением у всех народов земли? 9 Разве вы забыли нечестие отцов ваших и нечестие царей Иудейских, ваше собственное нечестие и нечестие жен ваших, какое они делали в земле Иудейской и на улицах Иерусалима? 10 Не смирились они и до сего дня, и не боятся и не поступают по закону Моему и по уставам Моим, которые Я дал вам и отцам вашим. Библия: Книга пророка Иеремии (Иер), Гл.44. В тексте ставится знак равенства между нечестием, отступлением от законов и уставов, данных, очевидно Моисею, и гибелью. 26 Ты оставил дом, на котором наречено имя Твое, как сегодня, за нечестие дома Израилева и дома Иудина. Библия: Книга пророка Варуха (Вар), Гл.2. 16 И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу. 17 И сказал мне: видишь ли, сын человеческий? мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь? но они еще землю наполнили нечестием, и сугубо прогневляют Меня; и вот, они ветви подносят к носам своим. 18 За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их. Библия: Книга пророка Иезекииля (Иез), гл.8. Гл.8 Иез. показывает гнусные преступления Израиля и его вождей против Господа. И особенно - демонстративное поклонение на восток, спиной к храму Бога. 9 И сказал Он мне: нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды; ибо они говорят: "оставил Господь землю сию, и не видит Господь". 10 За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову. Библия: Книга пророка Иезекииля (Иез), гл.9. Вновь та же тема – ложное представление об отсутствии Господа. 27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. 28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет. 29 А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы? 30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. 31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Библия: Книга пророка Иезекииля (Иез), Гл.18. Проблема нечестия заключается в человеческом духе. Дух-носитель нечестия есть гибельное преткновение. Но человек властен сменить его на новый, дающий жизнь. 9 От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, 10 и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, 11 и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. 12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. Библия: Книга пророка Даниила (Дан), Гл.8. Приведенный текст из книги Даниила весьма известен. Многие понимают «место святыни Его» как небесный храм Бога, а датой его поругания называют дату выхода постановления о восстановлении иерусалимского храма, о котором молился Даниил. Что ж. Возможно и такая версия имеет право на существование, пока на основании Священного Писания не будет доказано иное. На данном этапе нас интересует другой аспект написанного Даниилом. Он также называет нечестие причиной преткновения народа Божьего, что послужило свержению на земле истины и успеху известного нам антихриста. 2 Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их. 3 Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. 4 Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. 5 И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. Библия: Книга пророка Осии (Ос), Гл.5. И вновь утверждаемся в том, что в библейском понимании нечестие – есть дух блуда. 12 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. 13 В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. 14 Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его. Библия: Книга пророка Осии (Ос), Гл.8. Ведь на самом деле в жертвоприношениях в иерусалимском храме приносились раскаяние и обращение к Богу, а не мясо. Иллюзия отсутствия Бога, несмотря на наличие всех физических доказательств обратного в древнем Израиле, произвела формальный подход к соблюдению закона и, в дальнейшем, к полному отступлению от него. 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. 13 Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих. 14 И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми. 15 Вот что причинит вам Вефиль за крайнее нечестие ваше. Библия: Книга пророка Осии (Ос), Гл.10. 2 Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Библия: Книга пророка Осии (Ос), гл.14. 3 Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, - 4 и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны. 5 Все это - за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли? Кто устроил высоты в Иудее? не Иерусалим ли? Библия: Книга пророка Михея (Мих), Гл.1. 18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. 25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Библия: Послание к Римлянам (Рим), Гл.1. Видим новозаветное понимание нечестия, вводимое апостолом Павлом. Собственно, оно соответствует пониманию ветхозаветному, уже известному нам. Павел утверждает безоправдательность нечестия перед Богом, т.к. присутствие Его явно и отрицание такового есть ложь, нечестие и неправда. 11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Библия: Послание к Титу (Тит), Гл.2. Видим понимание слова «благодать», весьма любимое хулителями Закона. Оказывается благодать – это отвержение нечестия и рождаемых им беззаконий. 19 И убоятся имени Господа на западе и славы Его - на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. 20 И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. 21 И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. Библия: Книга пророка Исаии (Ис), Гл.59. Двадцатый стих не оставляет сомнений в важности рассматриваемой нами темы. И взяв во внимание уже рассмотренный материал, можем сделать следующий вывод – Искупитель Сиона, Иисус Христос, является Искупителем взыскавших Господа и стремящихся к правде, которые обратились от нечестия. Слово «обратились» можно понимать как «повернулись спиной», т.е. не просто отвернулись, но совершили движение в обратную сторону. Какую надежду имеют прихожане пасторов, провозглашающих оправдание верой и спасение по благодати? Вера без дел мертва, а благодать не заменила собой Господа. В приведенном тексте мы видим, что обращение от нечестия есть основание для надежды на искупление, оно является условием вступления в Завет Господа и обретения Его Духа. Судите сами – много это или мало? Итак, сформулируем определение. Нечестие – это непонимание и отвержение присутствия Господа Бога, иллюзия, внушаемая духом блуда, и являющаяся свойством внутреннего мира человека. Материально ли оно? Действительно, изучаемый предмет находится за пределами сознания и своими носителями не осознается. Однако, как представляется, может влиять на наши действия, а значит – имея свое физическое выражение, может быть признано материально существующим субъектом. Выходит, что мы имеем дело с вполне конкретным явлением, субъектом духовного мира, и находящим свое выражение в мире материальном в виде отступления от заповедей Господа, внушения людям ощущения самостоятельности и независимости, иллюзии отсутствия Бога. И если наше предположение об иллюзии, в которую ввержены народы верно, необходимо представить подтверждение. Читаем: 6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Библия: Книга пророка Исаии (Ис), Гл.25. Итак, с истреблением нечестия будет поглощена и смерть. Теперь, рассмотрев тексты Священного Писания, дающие понимание нечестия и сформулировав для себя его определение, считаю необходимым обратиться к читателю с просьбой об ознакомлении с приведенным исследованием данной темы повторно. Такой подход позволит избежать ошибки в понимании предмета и, возможно, восполнит упущенные детали, которые, без сомнения, важны. И в заключение, подкрепимся прекрасными словами апостола Павла: 2 Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, 5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. 6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, - 8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? 9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. 10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. 11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. 12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. 14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. 15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. 17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Библия: Второе послание к Коринфянам (2 Кор), Гл.3. 2. Совесть. Несмотря на обилие народных поговорок, совесть – понятие вполне научное. Это слово уже само по себе указывает на особый случай «ведания». Ведания нашего Я. Причем ведает она то, что находится за пределами сознания, как и она сама. Перед нами сложный феномен, выносящий ценностное суждение наших внутренних мотивов, состоящий частью из неосознанного стремления к действию, а частью из разумного чувства. Это слова основателя «аналитической психологии», швейцарского психолога и философа Карла Юнга, несколько перефразированные в целях смягчения стиля и удобства восприятия. А феномен состоит в том, что ценностное суждение предполагает наличие субъекта, его выносящего. При этом К.Юнг предполагал наличие признаков личности у рассматриваемого нами субъекта. «Если совесть является веданием, то ведающий не эмпирический субъект, но бессознательная личность, которая, по всей видимости, поступает как сознательный субъект. Эта личность знает о двусмысленности сделки, она осознает также характер своего Я, не боящегося преступления закона ради прибыли. Поэтому она побуждает соответствующий приговор совести. Иначе говоря, Я замещается здесь бессознательной личностью, которая и совершает искомый акт совести». Такой взгляд Юнга разделялся также и З.Фрейдом, по крайней мере, в основной его части. Действие совести нами не осознается и не контролируется. Сознание человека составляет только часть его психики. В то время как другая ее часть – не осознанная (ее в свою очередь также делят на две части, имеющие разные функции), зачастую вступает с сознанием в противоречие. Также ученые сходятся в том, что бессознательное в целом зло. Сознание вынуждено вступать в борьбу с устремлениями, которые бессознательное диктует как побуждение к действию. З.Фрейд предполагал наличие специальной цезуры, находящейся между бессознательным и предсознательным. Эта цензура блокирует доступ в сознание несоответствующим побуждениям. Также сознание способно само вытеснять в область неосознанного плохие мысли и отбракованные им побуждения. Однако такое вытеснение производит временный эффект. Запрещенные желания продолжают стремиться в сознание, что часто выражается в ошибочных действиях, снах и т.д. И что любопытно, совесть в этих процессах напрямую не участвует. Она не является тем цензором на подступах к сознанию. Она находится еще глубже. Предполагается, что совесть – это архаический рудимент первобытной психологии, сформировавшийся в процессе эволюции механизм защиты человека, как биологического вида, и являющийся залогом его выживания. Механизм, внушающий нам страх перед действиями, угрожающими нашему виду и служивший своеобразной саморегуляции действий человека на ранних, полуразумных этапах его развития. Нобходимо отметить, что кодекс этого рудиментарного механизма, его программа, соответствует (и на этом сходится большинство исследователей) десяти заповедям Моисея. Такова позиция научного атеизма. Повторюсь - несомненный интерес представляют фактические наблюдения и результаты исследований, но умозрительные выводы, основанные на эволюционной гипотезе, должны быть отброшены как заведомо ложные. Что же мы имеем? Наличие в той части нашей психики, которая не контролируется сознанием, некоего субъекта, выносящего ценностное суждение о процессах, происходящих в душе. Это суждение он (субъект) затем транслирует в сознание, что воспринимается нами в виде «угрызений» или приступов невротического страха. Однако есть серьезная проблема. Если бы совесть действительно была личностью, внушающей нам путь ко всеобщему благу, то почему бы не довериться ей и не поступать под ее диктовку? Ведь существует же версия, что наличие совести является свидетельством Божественного присутствия в человеке? Быть может все просто? Хорошо, не имея сомнений, по крайней мере, в том, что совесть дал нам Бог, изучим свидетельство Священного Писания об этом «феномене». 14 Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, 15 имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. 16 Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. Библия: Деяния святых апостолов (Деян), Гл.24. Знакомый нам текст, но обратите внимание на следующую особенность – Павел делает разницу в понятии непорочной совести «перед Богом и людьми». Если бы этой разницы не было, то он просто применил бы понятие «непорочная совесть». Итак, первый вывод: совесть существует в двух измерениях – перед Богом, и перед людьми. 8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести. [Библия: Первое послание к Тимофею (1 Тим), Гл.3. Тем из нас, кто вышел из православия, хорошо знакомы слова «таинства веры». Под ними некоторые понимают формальные священнодействия, как например крещение или причастие. Но вот перед вами Павел, утверждающий, что «таинство веры» заключается в чистой совести. 12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Библия: Послание к Римлянам (Рим), Гл.2. Данный текст подтверждает некоторые наработки ученых-материалистов. Народы, не знающие закона, имеют в себе свидетельство совести, побуждающее их делать законное естественным образом. Именно этот факт заставляет дарвинистов предполагать в человеческой психике наличие передаваемой по наследству информации, защищающей наш биологический вид. И действительно, научным фактом является то, что требования совести не являются пришедшими извне, но нашим внутренним свойством. 1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом… Библия: Послание к Римлянам (Рим), Гл.9. Любопытно, совесть принадлежит Павлу, но свидетельство ее находится в Святом Духе. 12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. Библия: Второе послание к Коринфянам (2 Кор), Гл.1. Что Павел имеет в виду в этом тексте? То, что он живет в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божией, есть свидетельство его совести. 7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Библия: Первое послание к Коринфянам (1 Кор), Гл.8. Совесть может быть слабой и немощной. Такая совесть не побуждает к праведности и оскверняется. 18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. Библия: Первое послание к Тимофею (1 Тим), Гл.1. Действительно, совесть важна. Вера невозможна без совести. Без совести вера рушится, вот о чем поведал нам Павел. 15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. 16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. Библия: Послание к Титу (Тит), Гл.1. Оскверненные ум и совесть делают человека неспособным ни к какому доброму делу. 8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. 9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. 11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Библия: Послание к Евреям (Евр), Гл.9. Апостол Павел вводит понятие прообраза небесного святилища. Этот земной прообраз был установлен лишь до времени и «не могущий сделать в совести совершенным приносящего». Как это понимать? И напротив, Кровь Христа «очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному»? Какая потребность была бы в ее очищении, будь она архаическим рудиментом или Божьим перстом? Интересно отметить, что и оскверненная ослабленная совесть причиняет достаточно страданий людям. На что же она способна очищенная? 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. Библия: Первое послание Петра (1 Пет), Гл.3. И вновь слова об очищении совести. Здесь, между прочим, видим истинное понимание крещения – оно суть обещание Богу хранить совесть в чистоте. Как же это возможно, если совесть так далеко спрятана от нашего сознания, что мы не только не способны повлиять на нее, но и ныне прилагаем усилия, чтобы доказать ее существование и разобраться в природе нашего душевного с ней взаимодействия? Посмотрите на абсолютный и непробиваемый пессимизм, демонстрируемый К.Юнгом по данному вопросу: «Психика - это не волевое явление, но природа, которая хотя и модифицируется в иных моментах искусством, наукой и терпением, но без глубочайшего повреждения человеческое существо не поддается превращению в artificium (искусственное – лат.). Конечно, можно сделать человека больным животным, но уж никак не вымышленным идеальным существом. Хотя люди доныне предаются самообману, будто сознание представляет целостность человеческой психики, оно является лишь ее частью, о связи которой со всей целостностью, впрочем, мы мало что знаем. Так как бессознательная часть на деле не осознается, то границы ее колышками не обставишь. Иначе говоря, мы не можем указать, где начинается и где заканчивается психика. Хотя нам известно, что сознание и его содержания представляют собой изменяемую часть психики, но чем глубже мы пытаемся проникнуть, хотя бы косвенно, в область бессознательной души, тем чаще возникает у нас ощущение, что тут мы имеем дело с автономной сущностью. Следует даже добавить, что наилучших успехов в лечении и воспитании мы достигаем как раз там, где соучаствует бессознательное. Т.е. там, где цель нашего воздействия совпадает с бессознательной тенденцией развития. И наоборот, наши наилучшие методы и намерения отказывают там, где природа не приходит на помощь. Без хотя бы относительной автономии был бы невозможен и универсальный опыт дополняющей, т.е. компенсаторной, функции бессознательного. Будь бессознательное в самом деле зависимым от сознания, в нем ничего, кроме сознания, и не содержалось бы». Другими словами, вмешательство в неосознанную нами область психики возможно только в рамках, выбранных собственно бессознательным. И здесь перед нами возникает выбор: принять авторитет Священного Писания, вникнуть в суть данных нам откровений и воспользоваться ими, или зайти в тупик научного материализма, доверившись весьма сложным и труднопроверяемым теориям. Да, библейские свидетельства о совести разрозненны и не похожи на привычные для нас публикации и работы современных авторов. Но, не смотря на это, они вполне ясны и несут в себе определенное познание. Изложенный выше материал позволяет составить некоторое представление о библейском понимании совести. Он дает нам надежду на обретение четких формулировок, нашего собственного, данного от Господа познания «феномена» совести. Итак, - действие совести не подконтрольно сознанию; - совесть существует в двух измерениях – перед Богом и человеком; - совесть способна предупреждать об опасности тех или иных поступков или движений души, даже в случае, когда сознание человека не содержит необходимых ценностных критериев; - свидетельство совести содержится в Святом Духе, либо соответствует Ему; - совесть обеспечивает веру и благодать (которая, как нам известно, есть соблюдение закона и обращение от нечестия); - совесть может быть «осквернена» и послужить самообману; - самостоятельное очищение совести невозможно – ее может очистить только Господь. Так что же она собой представляет, совесть? Совесть принадлежит своему носителю и выполняет определенные функции, значит она – орган. Орган, способный видеть духовный мир, соприкасаться со Святым Духом, вступать в контакт с Господом. Вот откуда ценностные суждения, такие загадочные для материалистов. Совесть транслирует нам правду о нас же, правду, которая стоит перед Богом. И если она несет нам угрозу – мы ощущаем страх, неосознанное, но реальное восприятие предстоящего приговора от Бога, вызванного собственным нечестием. Совесть является значительным благом для человека благочестивого, и злейшим врагом для отвергающего Господа. Давайте взглянем на следующие тексты: 2 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его… Библия: Числа (Чис), Гл.24. 3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. 5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. Библия: Первое послание к Тимофею (1 Тим), Гл.1. 1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Библия: Первое послание к Тимофею (1 Тим), Гл.4. Так вот почему «присутствие Бога явно» - мы имеем это свидетельство посредством душевного органа, называемого нами «совесть». Поэтому же безоправдательно и нечестие. Совесть непрестанно преследует дух блуда и невежества, даже тогда, когда сознание человека отвергает все ее предупреждения. Атеистическое воспитание, привитое большинству из нас с детства, различные ложные и ошибочные представления, внушенные индивиду его социальной средой, служат барьером между совестью и сознанием. Разрушить его, не осознавая опасности ложных установок, представляется невозможным. В такой ситуации единственный путь – соблюдение заповедей и вера в наше искупление Господом Иисусом. И, зная только это, каждому из нас предстоит стать на путь к Господу практически вслепую. И здесь, совесть станет нашим главным помощником в примирении с Господом и обретении дара Святого Духа. Духа, который заменит Собой дух блуда (нечестие). Когда это произойдет, а это произойдет, совесть останется лучшим нашим другом, утверждая нас в благодати и познании Бога. Но для тех, кто сожжен внутри ее свидетельством, придет пора гореть снаружи – т.к. невидимая угроза, о которой собственно совесть и свидетельствовала, наступит явно. Удалить собственное нечестие и очистить совесть невозможно человеческими усилиями. Это может сделать только Бог. Вот о чем говорит нам Павел в утверждении о том, что буква убивает, а дух – животворит. И еще один вопрос – можно ли просто взять совесть как руководство к действию и этим решить все свои проблемы? Если так, то такой путь обязательно был бы указан нам Священным Писанием. Однако ничего подобного в Библии не находим. И это не удивительно. Господь неизменно утверждает за нами свободу выбора и не вмешивается в наш душевный мир. Он желает, чтобы мы были свободными. Совесть подает лишь сигнал об опасности, но когда мы становимся перед выбором – она молчит. Нам решать. Каждый сам выбирает между жизнью и смертью. Да пребудет с вами Господь. |
|
|
15.4.2010, 9:51
Сообщение
#3
|
|
Участник Группа: Участники Сообщений: 17 Регистрация: 13.4.2010 Участник №: 1062 Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианин веры Евангельской Вставить ник Цитата |
Цитата - Если бы Бог действительно существовал, то почему бы Ему не явиться людям явно? Чтобы все в Него поверили… Если бы человек увидел Бога, то вера бы ему была бы не нужна. Ибо, чего верить, если видишь? Причем это была бы уже не вера в то, что Бог есть, а просто знанием. Знание и вера - это разные понятия, хотя во многом и близки. |
|
|
15.10.2010, 16:57
Сообщение
#4
|
|
Новичок Группа: Участники Сообщений: 2 Регистрация: 15.10.2010 Участник №: 1196 Вероисповедание и конфессиональные взгляды:агностик Вставить ник Цитата |
Как-то завёл я разговор о вере с одним моим знакомым, атеистом по убеждению, человеком очень образованным и начитанным. Который сказал мне: Все, что говорил Ваш знакомый и Ваши рассуждения, на мой взгляд, не соответствуют атеистическому мировозрению, как я его себе представляю. Главное для атеистов состоит в том, что они не считают возможным верить в наличие личностного Бога, поскольку для этого нет достаточных оснований. Другой серьезный аспект касается моральных норм, проповедуемых, например, христианами. Бог, придуманный ими, выглядит как тиран. Можно, разумеется, возражать против такой трактовки Бога, но вряд ли нужно возводить напраслину на атеистов по поводу их эвентуального поведения и пр. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 21.11.2024, 13:10 |