Остин Кляйн
Agnosticism/Atheism –
About.com
Nov 26, 1010
Говоря о несостоятельности веры в бога,
атеизм толерантен по отношению к верующим
Представители всех религиозныых конфессий навязывают своим членам и всему обществу ложное и превратное убеждение о том, что критика атеизмом религиозных верований, деятельности церкви, священнослужителей и богословов является не чем иным, как проявлением атеистической нетерпимости, оскорблением религиозных чувств, насаждением ненависти к верующим. «Что это, - риторически вопрошают они, - как не призывы к преследованию верующих, к запрещению религии? Публичные выступления и заявления атеистов направлены на то, чтобы добиться изменения мировоззрения верующих в бога людей. Это не что иное, как неуважение верующих, как попытка насильственно переделать их духовный мир. Это насилие над личностю человека. Это насаждение противостояния между верующими данной конфессии с инаковерующими и неверующими»… Ну, и подобное в этом же духе.
Атеизм вполне может согласится с верующими, что вера в бога для них очень важна, что она – центр их духовной жизни. А поэтому неудивительно, что настощие, а тем более фанатично верующие в бога будут всегда относится к критике их мировоззрения отрицательно, защищаться или даже возмущааться такой критикой. Но это вовсе не значит, что сами атеисты нетерпимы, как говорят сейчас – не толеранты к носителям веры. Нет никакой нетолерантности в анализе и критике любых мировоззренческих проблем, в том числе по вопросу существования или несуществования бога. Атеизм в данном случае всесторонне анализирует религиозное представление о боге и показывает несостоятельность этого представления; научно объясняет причины и процесс происхождения такой веры, как у верующего, так и в рамках каждой религии. При этом он показывает те негативные последствия, которые порождает такая вера познанию окружающего человека мира; каким образом и почему она насаждает вражду к инаковерующим, сеет раздоры между народами других вер, насаждает среди верующих антигуманизм. Атеизм всегда стремится пропагандировать среди верующих и неверующих мировоззренческую, научную, исторически выверенную правду, только правду и ничего кроме правды. Только и всего: правду, всю правду и ничего кроме правды. Это, это, и всего только это.
Причины, из-за которых люди становятся атеистами, многочислены и разнообразны, как многочисленны и разнообразны сами атеисты. Но большинство этих причин находятся не в самом атеизме, а в религии. Ради справедливости следует сказать, что большинство атеистов эту причину видят, прежде всего, в том, что сущность взгядов теизма и религии ошибочны, иррациональны, несостоятельны и в той или иной мере приносят немалый вред верующему и человечеству. Они полагают, что религия и теизм всегда являются действенным фактором насилия, фанатизма и других отрицательный явлений в общественной и личной жизни человека. И таким теизм и религия были на протяжении всей истории человеческой. Атеистическая критики направлена на то, чтобы донести до верующих свое понимание и тем самым помочь им отвергнуть сплошь несостоятельнуую веру в бога и стать на позиции здравого, научного, атеистического мировоззрения.
Атеисты полагают, что религия и теизм были возбудителями насилия, фанатизма, и других вредных явлений на протяжении всей истории человечества. Их критика религии направлена на то, чтобы донести до верующих подлинные знания о религии, убедить их отложить в сторону свою веру в бога и стать на позиции объективного, научного атеистического мировоззрения.
Атеистическая пропаганда среди верующих и неверующих может вестись в разных тонах: то спокойном, доброжелательном и сверхтерпеливом, то в логически настойчивом, а может и в несколько раздраженном. И это понятно. Атеист хочет проказать верующему, что он в своей вере в бога ошибается. Но говорить человеку, что он ошибается – это вовсе не значит, что его оскрбляют. Ему говорят правду, научно выверенную и жизнью проверенной правду. А ведь правда никогда не должна считаться тем , что оскорбляет человека. Правда бывает неприятной. Но неприятная – это вовсе не значит, что она оскорбительна.
В критике религии атеисты иногда позволяют себе шутку в адрес религиозных верований, высмеять некоторые стороны религиозных представлений и поведений, наивности верующих. Но ведь некоторые стороны религии, религиозных верований и требований являются примитивными, нелепыми, и смешными, по адресу которых не грех и усмехнуться, улыбнуться, высмеять. Смеятся не грешно, что подлинно смешно. Чтобы там ни говорили, но юмор, насмеешка иногда доносят до верующего лучше сущность и религии и атеизма, нежели канцелярское изложение правды о них. В политической жизни, например, общепринято не только критиковать своих противников, но и посмеятся над ними. И эта насмешка никогда и никем не считается оскорблением чувств своего политического противника. Есть повод посмеятся, - смейтесь себе в удовольствие, а своему идеологическому противнику в назидание. Фанатично верующему такое «издевательство» может заставить поглубже осознать свое собтвенное религиозное мировоззрение. При этом атеист убежден, что глубокое, всесторннее знакомство с вероучением и практикой своей религии позволит ему глубже узнать правду о своей религии. А настоящая правда о религии заключается в том, что никакой правды там нет. Не верите? Изучите глубже религии, - и вы сами убедиться в этом.
Итак, высмеивая, вышучивая и забавляясь сущностью религиозной веры, - это вовсе не означает проявлять нетерпимости по отшонеию к религии. Ведь мы нередко посмеиваемся и пошучиваем и над своими самыми близкими друзьям. Такова природа человека, такова жизнь. Что же касается религиозных нелепостей, то о них всегда лучше сказать в шуточном плане, нежели заниматься их научным анализом. Шутка лучше анализа показывает ошибки не только религии, а, повторимся, вашего самого близкого друга. Если вы на самом серйозе и с самым что ни на есть научно-педагогическим анализом станете говорить о промахах близким к вавм людей, они бы не только обиделись на вас, - они буквально отвернулись бы от вас. Иногда нелепость лучше демонстрируется и развенчивается через высмеивание, чем через аргументированный, логический анализ. Последовательный и настойчивый научно-логический анализ придает религиозным нелепостям респектабельность, которого они не заслуживают. Политический юмор и политические карикатуры – вполне приемлемый жанр критики. А почему это должно быть исключено по отношению к религии?
Фактически, политика - превосходный пример того, как разногласие и критика обычно не считаются к формой нетерпимости. Если это законно, чтобы использовать усмешку и высмеивание, чтобы подчеркивать пробелы и просчеты проблемы политического лидера, учреждения или идеологии, то почему вдруг, с какой стати это должно считаться быть незаконным, емди подобным образом в этом контексте отнестись к религии, религиозным лидерам, религиозным учреждениям и религиознымх верованиям? Либералам не говорят, что они не должны говорить об ошибках консерваторов. Консерваторам не говорят, что они не должны говорить, что либералы поступаю фривольно. При чём здесь толерантность, если речь идёт о жизненно важных вопросах?
Верно, что политика и ее критика могут выходить из-под контроля. Но если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что выход «из-под контроля» случается тогда, когда противоположная сторона начинает употреблять насилие против вас, или переходит, как говорят, на личности, или начинает демонизировать противника, или использует другие экстремальные методы. Это, конечно, не означает недопустимости определение чётких разногласий, или жёсткой – не жестокой – и резкой критики, или, допустим, непочтительных высмеиваний религиозных верований, идей, принципов и мнений. Пропагандисты и апологеты религии не стесняются четко излагать свои убеждения и не менее чётко говорить о своих оценках и отношенях к атеизму, то почему аналогичное поведение атеистов по отношению к религии должно зачисляться в разряд нетолерантных? Здесь поведение атеистов обуславливается принятым в общественном сознании выражением: «Как аукается, так и откликается!».
Церковики и богословы свое враждебное отношениие к атеизму слошь и рядом оправдывают тем, что они руководствуются евангельским наставлением: «Всей своей душой ненавидеть грех, но любить грешника». Аналогичного наставления пытаются придерживаться также воинственные атеисты: «Ненавидеть религию и мракобесие, но всеми фибрами своей души уважать верующего». При этом атеистам нечего стесняться. За нами очевидная и доказательная правда, чего не могут ни показать, ни доказать о религии церковники и богословы.
Перевод и передача смысла из английского
Еврафа Дулумана