IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Родиться от воды и Духа., Статья свящ. К. Пархоменко.
Травкина Мария
сообщение 27.1.2009, 19:50
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Родиться от воды и Духа.

Священник Константин Пархоменко




Таинства духовного рождения: Крещение и Миропомазание

Быть христианином…

Изгнание диавола

Прииди и сошествием Святого Твоего Духа освяти воду сию!

Крещается раб Божий…

Печать дара Духа Святаго…
Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: это Таинство духовного рождения!

Все мы когда-то родились от земных родителей, прошли родовыми путями матери для жизни на земле. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.

Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это "утроба" Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь.

Как это объяснить? Каждый раз (уже в тысячный) обращаюсь к людям, пришедшим креститься, – и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что доступно нашему пониманию лишь в самой малой мере.

В мире много тайны, много того, что несводимо к материальному функционированию мира, к законам физики, химии, обмена веществ…

Любовь людей... Можно измерить давление любящих, пульс, попытаться определить что за химические реакции происходят у них в мозгу. Но приблизиться к пониманию того, что такое любовь, все эти анализы не помогут. Зачатие, беременность, рождение ребенка… это что-то большее, чем физиологические процессы организма, здесь мы встречаемся с тайной зарождения и развития новой жизни.




Вот также и Крещение. Человек любит Господа, и он хочет связать свою жизнь, жизнь своего малыша, с Ним и приходит для этого в храм. И совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают…

…Но в минуты Крещения, происходит нечто таинственное, невыразимое: человек вступает в общение с Богом – при-общается Богу. Момент Крещения – момент духовного рождения. (Заметьте, что в случае, когда мы говорим о Крещении, о жизни в вере, – "работают" аналогии с нашим миром, вернее, с темой семьи, родителей, воспитания и проч. На то, что такие сопоставления можно проводить, думаю, указал и Сам Спаситель, заповедав относиться к Богу как к Отцу.)

Как перед новорожденным путь длиной в жизнь, так и перед новокрещенным длинная дорога духовного взросления. Где бы христианин ни был, чем бы ни занимался, он невидимо связан с Господом, каждый вздох его слышен на Небесах. Бог смотрит на него, и если это действительно нужно, готов в любую минуту прийти на помощь, отозваться, или просто разделить боль и горе.

И, что самое важное: эта связь с Отцом Небесным никогда не прервется. Я уверен, говорит ап. Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией…

От любви Божией человек может отлучить себя только сам, сознательной богоборческой и греховной жизнью.


Быть христианином…
Быть христианином – большое счастье. Спросите любого детдомовского ребенка, хотел бы он обрести родителей, попасть в семью, чтобы у него были сестры и братья?.. Психически нормальный сирота ответит, несомненно: Да! По этой причине я не понимаю людей, которые сознательно не желают обрести Небесного Отца, попасть в Божию семью...

Это какой-то духовный мазохизм – отлучать себя от радости общения с Господом и всем духовным миром, отвернуться от вечности, заметьте, блаженной вечности, отмахнуться от протянутой руки Божией, которая поддержит, утешит, даст благодать.

Большое счастье!

Но и большая ответственность.

Быть членом семьи – значит, жить по законам семьи. Каждый родитель хочет, чтобы его сын или дочь выросли хорошими людьми. Родители не просто хотят этого, а воспитывают ребенка, помогают его душе раскрыться в полную меру, проявить все богатства, которые в ней таятся. Так и Господь. Господь воспитывает нас. Всегда в духе любви, но не сентиментальной, а требовательной, стремящейся сделать сына или дочь как можно лучше! Иногда для этого Бог дает нам испытания, проходя через которые, мы становимся мудрее, душа наша вырастает.

Родители не могут, да и не желают принуждать ребенка их любить. Они всегда любят, но ребенок может их не любить, поступать противно тому, что принято в семье.

Если ребенок растет злым и подлым, игнорирует советы родителей и просьбы, и даже наказания, словом, если с таким ребенком не справиться (а ведь он не один в семье, его поведение может плохо повлиять на других), его отлучают от семьи. Такой ребенок может попасть в спецшколу, интернат.

Вот так и христианин. Но если неразумное чадо будет безобразничать, Господь вразумляет, потом наказывает… Но насильно в Своем доме никого не удерживает. Но если чадо даже уйдет из дома Отца, Господь, как в притче о блудном сыне, будет ждать его возвращения. Господь долготерпелив и многомилостив.




Кажется, что это совсем не наша тема – говорить о христианской жизни. Наша тема - Крещение. На самом деле, говорить о жизни христианина, о его ответственности перед Богом надо обязательно, потому что Крещение – не вступление в формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни, жизни с Богом.

Для многих людей быть христианином ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась… На самом деле ни к здоровью, ни к жизненному успеху христианство никакого отношения не имеет. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. Господь же, прежде всего, печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.

Ведь Бог готовит своих детей к жизни вечной!

Родители, скажите, не приходилось ли вам отнимать у ребенка игрушку, если эта игрушка портит ребенка, если за игрой ребенок забывает о родителях? Почему Господь, заботящийся о спасении человека, не должен иногда отбирать игрушки у нас (здоровье, славу, деньги), если, заигравшись, мы забываем о главном, о Небесном Родителе?

Итак, начиная говорить о Крещении, напомним, что это Таинство сообщает человеку уникальный опыт – богосыновства. Ты – сын, ты – дочь Творца Вселенной. Он для тебя отныне не далекий и непознаваемый космический Владыка, а Отец, а Христос – друг и брат1. А Дух Святой – Утешитель, что можно перевести как Идущий рядом, то есть тот, кто разделяет тяжесть жизни с нами.

Быть христианином – значит стремиться подражать Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, пришедшему в этот мир, чтобы победить сатану и бесов. А это нелегкий путь, потому что сатана так просто свои позиции не сдаст. И это значит, что мы должны быть готовы переносить неприятности, неудачи, болезни, даже смерть, если это потребуется, за истину.

Только поняв это, мы отнесемся к Крещению не как к красивому, но по-настоящему ничего в нашей жизни не меняющему обряду, а как к событию духовного рождения.


Изгнание диавола
Приходящий в храм с желанием креститься человек должен иметь христианскую православную веру. Хорошо, если он научен основам веры. Но как быть человеку, еще не уверенному в том, что он хочет быть православным христианином (имею в виду обязанности христианской жизни)? Думаю, что спешить не стоит. Лучше узнать о вере и христианской жизни поподробнее.

А решившись креститься – в храм, к священнику! Прежде Крещения лучше лично поговорить со священником, он разрешит последние недоуменные вопросы.




Таинство начинается с… прогнания диавола.

Хотим мы этого или нет, но на любого человека, и особенно некрещенного, оказывает темное воздействие враг рода человеческого – диавол. Хаос в душе, не знающей Бога, – вот питательная среда для сатаны. Мрак и отчаяние в душе, грызущие нас порочные желания, которым нет сил сопротивляться, вот плоды лукавого.

Сделать первый шаг к Богу значит отказаться от этого ненавистного соседства с сатаной, решительно порвать с ним. И Господь помогает это сделать. Священник возглашает:

«Диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий!..

Заклинаю тебя, диавол, Богом, Который, явив древо жизни в Раю, поставил одаль на страже Херувима с огненным сверкающим мечем.

Заклинаю тебя, диавол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами.

Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем… Убирайся в преисподнюю, до самого Судного Дня…

Устрашись, диавол, Бога, Который, восседая на Херувимах, взглядом Своим проницает беспредельное; Бога, пред Которым трепещут все ангельские чины… небо, земля и море с их обитателями.

Богом… заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами…»2.




Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока всходит солнце, согласно библейскому рассказу, на востоке Бог насадил прекрасный райский сад – Эдем… Все православные храмы ориентированы алтарем к востоку. Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану. Смотрит, и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его?» – решительно отвечает: «Отрекаюсь!»

От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре слова: дела, ангелы, служение и гордость сатаны.

Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диавола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность и многое-многое другое – все это дела бесовские.

Ангелы: здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – сегодня тот же поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина, плюющего на диавола, обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым. Поведет нас по жизни отныне Христос и только Он.

Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях (гадание, астрология, хиромантия, обращение к экстрасенсам и знахарям и проч.). Слово служение (c греч. latria) означает почитание иных богов, принесение жертв идолам.

Гордость: Первоначально слово pompi, переведенное у нас как гордость, означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово pompi стало означать роскошь, языческое пышное празднование. Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав. Для древних христиан все это было не более, чем земная суета, ведущая к гибели души. Весь блеск мира, не знающий и знать не хотящий Бога, – гордость сатанинская, нелепая альтернатива подлинно прекрасной жизни с Богом.

Отречения эти заканчиваются характерным и выразительным жестом: отрекающийся дует и плюет в сторону сатаны.

А затем крещаемый (или его крестный) читают Символ веры, молитву, в которой лаконично сказано об основах христианской православной веры. Грустный факт заключается в том, что часто Символ веры вынужден произносить священник. Приходящие креститься даже в самых общих чертах не знают о нашей вере, не знакомы с ее молитвами.


Прииди и сошествием Святого Твоего Духа освяти воду сию!
Духовное рождение происходит в воде, исцеленной от демонизма, пронизывающего весь материальный мир. Как освящается вода? Иногда приходится слышать, что «церковники освящают воду серебряным крестом». На самом деле это не так и в этом чине крест вообще в воду не опускают. Священник крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды осеняет воду знаком креста.

Но никакой жест священника, сам по себе, не может сообщить воде благодатных свойств. Лишь Бог может сделать ее святой. Поэтому основным в чине освящения воды является чтение специальных молитв. Вслушайтесь в них и ощутите этот контраст: поражающее могущество Божие и… нежность и любовь, спешащая спасти человека.

«Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои… Ты, Господи, из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки…

Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас... Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей…

Человеколюбче Царю, прииди и сошествием Святого Твоего Духа освяти воду сию!

Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, отпущением грехов, исцелением болезней, истреблением для демонов, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бегут от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания – раба сего, ибо, Господи, я призываю Твое Имя… Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы».


Крещается раб Божий…
Затем помазание освященным маслом – елеем и само Крещение.

Крещаемый входит в купель (или наклоняется над купелью), и священник3 трижды возливает ему на голову воду со словами:

КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ):

ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ.

И СЫНА, АМИНЬ.

И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?.. – спрашивает ап. Павел. Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе.

Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!

Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…(Рим 6, 4-5). Именно поэтому в древности крестились на Пасху, причем в Иерусалиме это делалось в храме Воскресения Христова.


Печать дара Духа Святаго…
Непосредственно после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания – второе из Таинств Церкви.

«После того, как вы вышли из купели священных вод, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом».

Дух Святой, невидимый и неуловимый, как ветер, с момента Миропомазания становится нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он с нами, предопределенными быть подобными Сыну Божию (ср. Рим. 8, 29).

На нас ставится печать Духа Святого.

«В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

В момент Миропомазания весь человек невидимо охватывается пламенем благодати Божией. Видимым же образом благовонным бальзамом помазываются члены тела – лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки, ноги. Человек – весь, каждой частью тела, от макушки до стоп, посвящен Богу.

Оканчивается Крещение древними обрядами: омовением помазанных Миром частей тела, пострижением новокрещенного, введением его в алтарь (воцерковлением).

Скажем лишь о пострижении.

В Новом Завете волосы как что-то малое, незначительное, до смешного временное, становятся символом… заботы Божией о человеке. Помните слова Христовы, сказанные Его ученикам: У вас и волосы на голове все сочтены. Впоследствии, в перспективе предстоящих гонений и скорбей, Спаситель ободряет: …но и волос с головы вашей не пропадет.

Тема защиты Божией, которая отныне пребывает с новокрещенным, а также изумление перед красотой и совершенством создания Божия – человека и положены в основу обряда пострижения.




Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека.

Для новокрещенного наступает новая жизнь. И, как всякую жизнь, ее нужно поддерживать пищей и питием. Но если для жизни тела нам необходима земная пища, то для жизни души необходима пища духовная. И эта пища – Таинство Евхаристии, или Причастия.

Через Причастие мы соединяемся с Самим Христом, в нас вливается сила Божественной Жизни.

Но об этом поговорим в другой раз.




1 Чтобы эти слова не казались слишком радикальными, вспомним два текста: Ин. 15, 15 и Лк. 8, 21.

2 Молитвы даны в русском переводе, хотя, напомню, что Таинство совершается на церковнославянском языке.

3 Совершать Таинство Крещения в минуты смертельной опасности (над умирающим новорожденным или больным) может не только священник, но и любой православный христианин. Осознавая всю ответственность совершаемого Таинства, такой человек должен:

кратко помолиться, чтобы Господь очистил его от всякой духовной нечистоты;

произнести с верою Молитву Господню (Отче наш);

трижды возлить на голову умирающего (или, если нет такой возможности, на иную часть тела) чистую воду со словами: Крещается раб Божий (раба Божия) во Имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

Если больной поправится, священник завершит Таинство, миропомазав его и исполнив другие положенные чины. Но в любом случае такой человек считается уже крещенным христианином, перекрещивать его нельзя.

4 Сегодня в алтарь вводят лишь мужчин. В древности в алтарь вводили и женщин.



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 20.6.2009, 20:13
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


И ещё одна статья свящ. К. Пархоменко.


Нужно ли крестить младенцев?1
священник Константин Пархоменко.

В православной Церкви вопрос можно ли крестить детей никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения - не юридическое примирение с Богом, не посвящение приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейндорф "опирается не на идею "греха", который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы "родиться вновь", - то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и "сознательный взрослый" не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни"2.

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: "Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, раза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет" (блаж. Феодорит Кирский)3.

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать - может каждый, и не крещеный человек. Но совершенно иначе - крещеный. Это человек желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5)4. Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, "ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14).

Дети - не безбожники, они хотели бы жить с Богом5, почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии (Иер. 1, 5):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...

А позже об этом скажет и апостол Павел (Гал. 1, 15):

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею....

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия (Деян. 10);

Лидии (крестилась она и домашние ее - Деян. 16, 15);

Темничного стража (и всех бывших в доме его - Деян. 16, 31,33);

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим - Деян. 18, 8);

Стефана (крестил я также Стефанов дом - 1 Кор. 1, 16).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз - прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море" (1 Кор. 10, 1-2).

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой "Собрание Божие", "Общину Божию", "Народ Божий", что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин6, а христиане как преемники этих обетований - новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

"И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой "за вас и за многих", Христос приглашает "всех". Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей - Церкви"7.

"Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства"8.

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение9.

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви10. У св. Иринея читаем:

"Христос пришел спасти через Себя всех, - всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога - младенцев, отроков, юношей и старцев"11.

Ориген писал:

"Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам"12.

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

"Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников"13.

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день14.

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

"…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи"15.

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

"На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление"16.

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов17. А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

"Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема... И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения"18.

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей19.

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

"Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его"20.

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: "Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?.." отвечает:

"...относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти"21.

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

"В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности"22.

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества - до сознательного (все более и более) возраста23.

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

"Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (Рим. 4, 17). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей"24.

"Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях"25.

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

"При Крещении взрослых личная и свободная вера ...осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей... В формуле вера - Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей ... от нехристианских родителей ... от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей"26.

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря - не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.



В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них - Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка - долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца - возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

"Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (Ин. 16, 21). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение..."28.

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником29 водой30, затем знаменовал младенца крестным знамением "на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения"31.

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму32.

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом33.

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране)34.

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может35.



1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^

2 Мейндорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^

3
Цит. по: Мейндорф И. Протопресв. Византийское богословие... С. 274.^

4
Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^

5
Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещеная в младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^

Душа ребенка тянется к Богу. Значит если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего и четырехлетнего сознательного христианина.

6
Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к богоизбранному Народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^

7
Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.^

8
Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^

9
То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^

10
Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасностикрестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^

11
Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^



12
Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^

13
Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^

14
См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^

15
Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду... С. 546.^

16
Там же. С. 546-547.^

17
См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление... С. 102; Алмазов А. История... С. 586сл. ^

18
Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^

19
Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^

20
Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^

21
См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^

22
Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^

23
Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает... (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^

24
Афанасьев Н., протопресв. Вступление... С. 108.^

25
Там же.^

26
Афанасьев Н., протопресв. Вступление... С. 113.^

27
Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^

28
Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^

29
См.: Св. Симеон Солунский. Разговор... § 27.^

30
Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^

31
Св. Симеон Солунский. Разговор... § 27.^

32
В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4-х месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит голову, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный и если с ним провести определенную подготовительную работу плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша мама стояла в притворе, или в стороне. И потом, после крещения священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40-ка дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его в руки. ^

33
Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^

34
См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.<a href="http://azbyka.ru/parkhomenko/av/zachem_krestit_mladencev-all.shtml#a34">^

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 2.5.2024, 22:42
Христианский рейтинг ChristForum.info