IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Почему Дед Мороз главная фигура на Новый год
Evelina
сообщение 8.8.2008, 6:16
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 352
Регистрация: 20.1.2008
Из: Рига
Участник №: 140

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:христианка (баптизм)

Вставить ник
Цитата


Меня давненько интересует вопрос откуда появился этот персонаж дедушка Мороз, борода из ваты biggrin.gif , которым так восхищаются наши детишки?

Сообщение отредактировал Evelina - 8.8.2008, 6:17



--------------------
Нет истины, где нет любви
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
ПРАХ
сообщение 9.8.2008, 11:11
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 43
Регистрация: 9.8.2008
Участник №: 508

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Харизмато-неопятидесятничество

Вставить ник
Цитата


Цитата(Evelina @ 8.8.2008, 6:16) *
Меня давненько интересует вопрос откуда появился этот персонаж дедушка Мороз, борода из ваты biggrin.gif , которым так восхищаются наши детишки?


это чисто язычекий персонаж, не имеющий к христианству никагого отношепния.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Evelina
сообщение 9.8.2008, 15:39
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 352
Регистрация: 20.1.2008
Из: Рига
Участник №: 140

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:христианка (баптизм)

Вставить ник
Цитата


А поподробнее есть информация? Ведь если корни далеко не безобидные вводить его на праздник мы не имеем права 38.gif



--------------------
Нет истины, где нет любви
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
максим из глубин...
сообщение 2.9.2008, 18:33
Сообщение #4


Новичок
*

Группа: Участники
Сообщений: 4
Регистрация: 31.8.2008
Участник №: 531

Вставить ник
Цитата


Вот казалось бы что плохого в Деде Морозе? Ну язычник он, и что ?Однако трудно себе представить Деда Мороза, совершающего крестное знамение или говорящего о Господе. Он сам себе бог, ведь он может исполнить любое желание. Кроме того даже в детстве мало кто верил в существование Деда Мороза, а вот чувство фальши было. Причем Дед Мороз исполняет желания материальные...В-общем персонаж сомнительный, что задумаешься, а кто там скрыт под бородой и шапкой?

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
SERG...
сообщение 3.9.2008, 1:10
Сообщение #5


Участник
**

Группа: Участники
Сообщений: 25
Регистрация: 11.3.2008
Из: Кокосовые острова
Участник №: 186

Вставить ник
Цитата


Цитата(Evelina @ 8.8.2008, 5:16) *
Меня давненько интересует вопрос откуда появился этот персонаж дедушка Мороз, борода из ваты biggrin.gif , которым так восхищаются наши детишки?


 Был такой святой Николай которыл помагал бедным и с ним асоциируется происхождение разных дедов мороз просто в разных странах он пазывается по разному. 



--------------------
[font="Arial Narrow"][color="#ff0000"]Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в нем.ИОАННА 6:56-57 [/color][/font]
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
SERG...
сообщение 3.9.2008, 1:16
Сообщение #6


Участник
**

Группа: Участники
Сообщений: 25
Регистрация: 11.3.2008
Из: Кокосовые острова
Участник №: 186

Вставить ник
Цитата


Цитата(максим из глубинки @ 2.9.2008, 17:33) *
Вот казалось бы что плохого в Деде Морозе? Ну язычник он, и что ?Однако трудно себе представить Деда Мороза, совершающего крестное знамение или говорящего о Господе.

 Почему трудно если с дед мороз производная святого Николая просто надо смотреть в глубь истории.



--------------------
[font="Arial Narrow"][color="#ff0000"]Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в нем.ИОАННА 6:56-57 [/color][/font]
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 25.11.2008, 15:43
Сообщение #7


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Evelina @ 8.8.2008, 6:16) *
Меня давненько интересует вопрос откуда появился этот персонаж дедушка Мороз, борода из ваты biggrin.gif , которым так восхищаются наши детишки?

Прообразом Деда Мороза и Санта Клауса является св. Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. Он известен тем, что много благотворил бедным. Другое дело, что в современном мире этот образ несколько изменился... Впрочем, К. Льюис ввёл Деда Мороза персонажем в свою сказку из "Хроник Нарнии".



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Владимир
сообщение 26.11.2008, 9:39
Сообщение #8


Бывший администратор
***

Группа: Вне конфессий
Сообщений: 1981
Регистрация: 22.6.2007
Участник №: 2

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианин Внеконфессиональный

Вставить ник
Цитата


Николай Чудотворец является прообразом именно Санта Клауса, того который живёт в дальнем зарубежье. Российский "Дед Мороз" - это типичный прообраз древнерусского языческого бога по имени Карачун.

"Древние славяне почитали его подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были медведи- шатуны, в которых оборачивались бураны, и стаи волков-метелей. Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 23 декабря, когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло…Выражение "задать карачуна" означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то" ( Энциклопедия славянской мифологии. Е. Грушко. 1996 г.)



--------------------
В дискуссиях больше не участвую, на письма и ЛС не отвечаю.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 26.11.2008, 12:29
Сообщение #9


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Владимир @ 26.11.2008, 9:39) *
Николай Чудотворец является прообразом именно Санта Клауса, того который живёт в дальнем зарубежье. Российский "Дед Мороз" - это типичный прообраз древнерусского языческого бога по имени Карачун.

"Древние славяне почитали его подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были медведи- шатуны, в которых оборачивались бураны, и стаи волков-метелей. Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 23 декабря, когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло…Выражение "задать карачуна" означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то" ( Энциклопедия славянской мифологии. Е. Грушко. 1996 г.)

очень интересная статья. Но сегодня языческие мотивы в праздновании Нового Года уже не звучат, и мало кто помнит, что ёлку на праздники наряжать - тоже языческий обычай когда-то был. да и блины на Масленицу мы печём безо всякой задней мысли.



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Evelina
сообщение 26.11.2008, 15:33
Сообщение #10


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 352
Регистрация: 20.1.2008
Из: Рига
Участник №: 140

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:христианка (баптизм)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Травкина Мария @ 26.11.2008, 12:29) *
очень интересная статья. Но сегодня языческие мотивы в праздновании Нового Года уже не звучат, и мало кто помнит, что ёлку на праздники наряжать - тоже языческий обычай когда-то был. да и блины на Масленицу мы печём безо всякой задней мысли.



Даже не удивляет такое отношение tongue.gif у ПЦ норма не отказываться а приурочивать языческие обряды к своим, чтобы конфликта не возникало с населением, или еще по каким причинам. Только не нужно забывать что Христос не шел в таких вещах на компромисс.



--------------------
Нет истины, где нет любви
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 26.11.2008, 16:06
Сообщение #11


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Evelina @ 26.11.2008, 15:33) *
Даже не удивляет такое отношение tongue.gif у ПЦ норма не отказываться а приурочивать языческие обряды к своим, чтобы конфликта не возникало с населением, или еще по каким причинам. Только не нужно забывать что Христос не шел в таких вещах на компромисс.

А примеры? Где Христос сталкивался с подобной ситуацией?
Вспомним ап. Павла, который говорил, что для эллинов он как эллин, а для иудеев - как иудей. вспомним его поведение в ареопаге - вот пример миссионерской мудрости!
ещё вопрос - а Новый год празднуете? и ёлку ставите?



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 26.11.2008, 16:22
Сообщение #12


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Травкина Мария @ 26.11.2008, 16:06) *

о том, как с миссионерскими целями дата Рождества Христова была совмещена с днём зимнего солнцестояния, читайте статью о. А. Кураева:

В каком году от Рождества Христова родился Христос?
Дата публикации: 08.01.2007
Каждая газета первой своей новостью сообщает о том, что в семье плотника из Назарета двадцать веков назад родился малыш. Ведь каждая газета и каждое информационное сообщение начинаются с даты, а дата указывает на точку отсчета: "такой-то год от Рождества Христова".

Недавно позади остался 2000 год... Началось третье тысячелетие...

Началось третье тысячелетие новой эры, третье тысячелетие от Рождества Христова с 1993 года. Если бы события 1992 года описывал древнерусский летописец, он записал бы так: "В лето 7500 от сотворения мира...". А если бы ему предложили исчисление лет вести не от ветхозаветных времен, а от евангельских, он записал бы о "лете 2000-м от Рождества Господа нашего Иисуса Христа во плоти".

Нынешняя/западная хронология, принятая в России в ходе Петровских реформ, отстает от традиционного православного календаря на 8 лет. К сожалению, сама дата Рождества была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Малым. Его вычисления и легли в основу западных календарей.

В допетровской России, однако, была своя система летоисчисления. Она велась "от сотворения мира". Не знаю, как время "сотворения мира", но вот дату Рождества Христова она помнила точнее. Рождество она относила на семь лет раньше, чем это сделал Дионисий. При этом Рождение Христа приходилось на 5500 год "от сотворения мира". Святцы патриарха Иосифа, например, так определяли дату Рождества: "Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду".

В Требнике патриарха Филарета (Романова) так говорилось о ней в "Чине приходящих от ересей": "Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое". Если бы современный счет "от Рождества Христова" совпадал с древнерусским и византийским счетом, то при переводе летописей, считающих годы "от сотворения мира", на современный календарь надо было бы просто вычесть 5500 лет. Но в том-то и дело, что год Рождества западная традиция и восточная определяют по-разному. И потому при переводе приходится вычитать 5508. Например, если в древнерусском тексте стоит дата "лето 6496", это означает 988 год от Р. X.

Это - если речь идет о веках Новой эры, а при подсчете событий, бывших до Рождества, надо делать поправку не на 8, а на 7 лет: поскольку первому году нового счисления предшествует не "нулевой год", а первый год до н. э., то и при переходе рубежа эр разрыв в исчислении лет на Западе и Востоке уменьшается на год и сокращается до семи лет. Так, первый год христианской эры по православному летоисчислению соответствует седьмому году до н. э. в западном календаре, а, в свою очередь, 1992 год по католическому календарю соответствует 2000 году по Православному счету времени.

Итак, по древнеправославному календарю третье тысячелетие началось с 1993 года. Ныне мы вошли в XXI столетие от действительного Рождества Христова, и, кстати, "конца света" при этом не произошло (если не считать нескольких сектантских шоу под этим названием).
Восточно-христианская традиция сохранила более точную память о тех событиях в Палестине. В пользу восточно-христианского календаря говорят и многие научные данные. Еще Кеплер пришел к выводу, что Вифлеемская рождественская звезда могла быть видима на земном небосклоне только в 7 году до н. э. Исторические свидетельства, собранные о. Александром Менем в его книге "Сын Человеческий", приводят к той же дате. К ней же склоняются и Ф. Фаррар в "Первых днях христианства", и В. Болотов в своих "Лекциях по истории древней Церкви". Сегодня, однако, только старообрядцы в своих календарях продолжают указывать годы по традиционному церковному летоисчислению (о годе Рождества см., например: Старообрядческий церковный календарь на 1986 г. С. 36).

Учитывая сложности, связанные с определением года Рождества, есть ли возможность вычислить день, когда родился Иисус? Да, есть. Первое из событии Нового Завета, описываемое в Евангелии, может быть датировано достаточно точно. "Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения; тогда явился ему Ангел Господень" (Лк. 1, 5-11).

Итак, Захария - из "Авиевой чреды". Священнослужение в Ветхом Завете было потомственным, и, чтобы каждой семье было определено время ее служения в Храме, царь Давид разделил священнический род левитов на "чреды", то есть смены. Авиевой чреде жребий выпал восьмым (1 Пар. 24, 10). Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю.

Богослужебный календарь начинался с месяца нисан (авив). Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают, то месяц нисан (месяц цветов) соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году,, чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным (в год разница достигает 12 дней).

Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой (не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. 1, 23) и вскоре "после сих дней зачала Елисавета, жена его" (Лк. 1, 24). Это может показаться странным, что Захария хоть и онемел, но докончил срок своих служб в Храме. Сегодня онемевший священник явно не смог бы вести Богослужения, но тогда, у порога Нового Завета, это было ещё возможно. Дело в том, что в ту пору жертва, которую священник приносил Богу, была не "жертвой словесной", но жертвой животного, агнца. если бы служба состояла только в чтении молитв, Захария не мог бы ее совершать. Но те ветхозаветные службы состояли из постоянного принесения жертв. В этих жертвах можно было участвовать и без голоса... Но Именно от них и пришел избавить нас Христос. Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь (23 сентября ст. ст. в церковном календаре). Время рождения Иоанна Предтечи, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне (24 июня по церковному календарю). Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета.

В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность (Ак. 1, 24), а в шестой месяц ее беременности "послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф". Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Предтечи. Это - март (по церковному календарю Благовещение празднуется 25 марта). Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь (25 декабря).

Точные даты здесь, конечно, неизвестны. И все же библейский рассказ позволяет достаточно четко указать на середину зимы как на время Рождества. В древней Церкви Рождество отмечалось 6 января по старому стилю (когда сейчас отмечается день Богоявления, Крещения Господня).

В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния. У народов Ближнего Востока, к тому времени в большинстве своем уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершались празднования бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и наложив его на народные торжества 25 декабря. Так появились Святки.

Миссионерски-полемический характер установления празднования Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о "Солнце правды", озарившем затянувшуюся зиму язычества. Заметим, что приурочивание дня Рождества ко дню зимнего солнцестояния имело не астрономическую мотивировку, а чисто вероучительную.

Такова традиционная форма установления новой веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, а через переадресование их смысла. Кстати, и первоначальное празднование Богоявления 6 января связано не с тем, что в древности точнее помнили дату Рождества, а с теми же миссионерскими потребностями. День Богоявления своей датой обязан еретикам-гностикам. Именно валентиниане первыми установили Праздник Богоявления (Теофании) с освящением Нила на 11-е число месяца Туби (6 января ст. ст.). В противовес им христиане установили свой праздник. Эта древняя полемичность нашего празднования Крещения видна до сих пор в молитвах чина великого освящения воды. "Естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим" - это против учения гностиков о происхождении тела человека из рук злого Демиурга и о деторождении как акте вмешательства этой злой силы. "Вся тварь воспевает Тя явльшегося: Ты бо еси Бог наш на земли явился еси и с человеки пожил еси" - против учения об Иисусе Христе как только об одном из тварных небожителей - эонов. "Ты и Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа" - Против оккультно-гностического учения, согласно которому Иисус стал Сыном Божиим только тогда, когда он вошел в Иордан. "И главы тамо гнездящихся сорушил еси змиев" - против учения, согласно которому Иисус получил дар ведения в Иордане от змея прежде обольстившего Еву в раю (см.: Успенский Н. Анафора // Богословские труды. № 13. М., 1975. С. 73.).

К V веку гностицизм уже был преодолен. Появились иные миссионерские и литургические задачи, и потому как Западная, так и Восточная Церковь приняли это новое празднество. И только Армянская церковь, в начале V века уже начавшая откалываться от Вселенской Церкви, удержала прежнюю традицию и поныне отмечает Рождество и Крещение в один день - 6 января.

Позднее богослужебный календарь начал смещаться по сравнению со строго астрономическим. День зимнего солнцестояния начал отходить от 25 декабря юлианского стиля. Время от времени предпринимались реформы богослужебных календарей, но точного совпадения все же нет нигде.

Католическая церковь празднует Рождество 25 декабря по григорианскому календарю (хотя солнцестояние приходится сейчас на 21 декабря). Так же отмечают Рождество православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Русская Православная Церковь продолжает жить по более архаичному юлианскому календарю, где 25 декабря соответствует 7 января календаря григорианского. Вместе с Россией в этот день отмечают Рождество Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. Однако приходы Русской Православной Церкви, находящиеся в странах Западной Европы, имеют разрешение праздновать Рождество вместе с народами тех стран, среди которых они живут. Таким образом, хотя различие в датах празднования Рождества и досадно, это различие не воспринимается как повод для внутрицерковных разделений.

Русской же Церковью изменение календарного стиля не инициируется, очевидно, по той причине, что сегодня уже нет полемической необходимости приноровлять празднование Рождества ко дню зимнего солнцестояния, поскольку никто из россиян не воспринимает 21 декабря как "день Митры". Поэтому богослужебный календарь может сегодня уже не быть жестко привязанным к астрономическим событиям. Время астрономов и часовщиков и время Литургии не обязаны совпадать.

Итак, астрономические феномены не могут рассматриваться как мерило литургического времени; миссионерские же аргументы скорее склоняют в пользу сохранения "старого" стиля. Предположим, Русская Церковь со следующего года меняет дату своего праздника. Однако это новшество потребует участия государства. Прежде всего потому, что Рождество - это детский праздник. А 25 декабря - это еще учебный день. Согласится ли Министерство образования ради церковного календаря кончать учебный год перед Сочельником, то есть не позже 23 декабря? Или при первой же попытке поставить этот вопрос те же газеты, которые требуют сейчас переноса празднования Рождества, начнут говорить о том, что в "светском и многоконфессиональном" государстве школьное расписание не должно зависеть от богослужебного календаря? Более того, поскольку вторая четверть и так самая короткая в школьном учебном году, ее сокращение почти на неделю потребует, очевидно, переноса на более ранний срок осенних каникул. И тогда, ради празднования Рождества, Потребуется осенние каникулы разъединить с "октябрьскими праздниками". Отрыв школьных каникул от "революционных традиций" я бы только приветствовал.

Но в реальной жизни современной России это означало бы спровоцировать возрождение антицерковных пережитков у определенной части людей, причем пожилых людей как раз того порогового возраста, для которых предельно важна близость с Церковью.

Далее, а на какую дату должны мы перенести Рождество? На 25 декабря? Так эта дата с точки зрения астрономии тоже не является датой зимнего солнцестояния (21 декабря). Если следовать велениям астрономии, мы теперь должны обогнать даже католиков. А если просто перейти к католической дате 25 декабря, то это действие, будучи абсурдным с точки зрения научной, окажется странным с точки зрения церковно-политической. Нельзя ради единства с дальними менять свою жизнь так, чтобы войти в разрыв с ближними. В конце концов западные страны и День Победы празднуют 8 мая, а не 9-го. (Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство.)

Да и прежде чем предлагать православным перекроить свой календарь, этот же совет неплохо было бы предложить католикам. И посмотреть: а возможна ли календарная реформа современной Римской Церкви, последние десятилетия всячески приветствующей любые изменения? И тогда обнаружится, что перевод .западного Рождества к астрономически верному 21 декабря весьма затруднителен.
Представьте, что отныне Рождество празднуется 21 декабря. Связка "Рождество-Новый год" оказывается под угрозой. Столь длительные каникулы не может себе позволить ни политическая, ни финансовая, ни экономическая жизнь. Значит, общенационального праздника из такого Рождества уже не получится. Каникулы останутся только новогодними (только "рождественскими" их не позволит сделать пресса под тем же лозунгом "многоконфессиональности"). Выход из такого положения мог бы быть только один - одновременное изменение гражданского календаря: все названия дней сдвинуть так, чтобы нынешний день 21 декабря назывался "двадцать пятым", а 28 декабря называть "Новым годом", первым января. Однако потеря трех дней, особенно в конце года, может вызвать непредсказуемые затруднения в деловой жизни. Кроме того, гражданский календарь должен быть изменен одновременно во всех странах. Когда католическая церковь была светским властителем и прочно держала в своей власти всю Европу, она могла одновременно реформировать и церковный и гражданский календарь. Кстати, отсутствие такого рода административной централизации в православии не позволило в начале XX века провести аналогичную реформу: часть православных Церквей ввела новый стиль, сохранив старую систему вычисления Пасхи; часть осталась при старом стиле; наконец, Финская церковь приняла и новую пасхалию, и новый стиль. Сегодня явно утопическим выглядит требование изменить гражданский календарь в угоду одной из конфессий. Так что и католикам придется смириться с тем, что богослужебный календарь будет жить сам по себе, а астрономический - сам.

Сама по себе двухнедельная разница в праздновании тождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных средств массовой информации. 25 декабря весь эфир был уже заполнен радостными восклицаниями и поздравлениями. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам, они были бы вполне уместны. К сожалению, зачастую они формулировались гораздо более масштабно: "Вас, дорогие телезрители!"

Государственное телевидение Польши не устраивав рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в право, славную Пасху теле- и радиоканалы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех вообще разделить этот специфический праздник меньшинства.

Да, у католиков к 25 декабря рождественский пост уже заканчивается, но у православных-то он еще идет, и две самые значимые, самые богатые духовными переживаниями его недели еще впереди. Поздравлять же с праздником, который еще не наступил, не всегда возможно. Дело в том, что литургический календарь включает в себя весьма резкие, разительные перепады. Перед самым Рождеством - Сочельник, день самого строгого поста, воздержания практически от всякой пищи. Перед Пасхой - Страстная седмица, дни духовной скорби и воспоминания Крестного пути Спасителя.

Человек не может жить в непрерывном празднике. Чередование будней и праздников, дней воспоминаний радостных и печальных должны составлять календарь. Каждый народ выработал свой календарь, свою чреду праздников и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России XX века пытался составить свой цикл праздников (вспомним хотя бы объявление нерабочим днем дня "ельцинской конституции"). Бог с ним, с политическим календарем. Но пусть уж хотя бы церковный календарь останется у русского народа такой, какой он есть. Кроме того, элементарная тактичность способна подсказать: каждое поздравление с религиозным праздником должно быть адресный. Мусульман со вполне искренним радушием можно поздравить с их праздниками, католиков - с их. Православных же при желании можно будет поздравить с Рождеством 7 января.

Те же, кого не интересуют астрономические проблемы, обычно высказывают один аргумент в пользу переноса Рождества на 25 декабря нового стиля: получить возможность праздновать Новый год вне рождественского поста. Но богослужебная реформа, проводимая по гастрономическим соображениям, еще более странна, чем богослужебная реформа, проводимая по соображениям астрономическим.

А по мне, так чем дальше будет отходить Рождество от Нового года, тем лучше. Так легче не пропить радость Рождества в новогодних застольях. Когда взыгравшаяся неоязыческая плоть отыграет свое, когда все газеты и все телеведущие наконец охрипнут от поздравлений с годом "голубой свиньи", тогда, может быть, слышнее прозвучит тихая рождественская, песнь: "Христос рождается - славите..."


Автор: Диакон Андрей Кураев



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Evelina
сообщение 1.12.2008, 5:36
Сообщение #13


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 352
Регистрация: 20.1.2008
Из: Рига
Участник №: 140

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:христианка (баптизм)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Травкина Мария @ 26.11.2008, 16:06) *
Вспомним ап. Павла, который говорил, что для эллинов он как эллин, а для иудеев - как иудей. вспомним его поведение в ареопаге - вот пример миссионерской мудрости!


Мария скажешь тоже, теперь если жители какой то дальней деревни будут творить всякие гадости,(дедуля Мороз это цветочки laugh.gif ) чтить например культ вуду, традиции их родные такие, то здесь возможен компромисс? blink.gif Ввести в христианский календарь и дело в шляпе? Я о таких вот ситуациях, а Новый год это так пустяк, главное всяких коров и свиней не чтить, а относиться как к обычному празднику типо дня варенья.

Цитата(Травкина Мария @ 26.11.2008, 16:06) *
ещё вопрос - а Новый год празднуете? и ёлку ставите?


Для меня куда важнее Рождество, к нему я действительно готовлюсь. А Новый год чисто символически. Я ведь и вопрос подняла что много разговоров о нехорошей стороне этого праздника есть. И что сложилось так что Рождество это пустое место, а Новый год ого-го. Все знакомые по учебе помешаны вот щас на коровах разного формата 118.gif Надеюсь мне дарить не будут, все знают о моем отношении, открытым текстом не раз говорила. blush.gif



--------------------
Нет истины, где нет любви
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 1.12.2008, 12:38
Сообщение #14


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Evelina @ 1.12.2008, 5:36) *
Мария скажешь тоже, теперь если жители какой то дальней деревни будут творить всякие гадости,(дедуля Мороз это цветочки laugh.gif ) чтить например культ вуду, традиции их родные такие, то здесь возможен компромисс? blink.gif Ввести в христианский календарь и дело в шляпе? Я о таких вот ситуациях, а Новый год это так пустяк, главное всяких коров и свиней не чтить, а относиться как к обычному празднику типо дня варенья.



Для меня куда важнее Рождество, к нему я действительно готовлюсь. А Новый год чисто символически. Я ведь и вопрос подняла что много разговоров о нехорошей стороне этого праздника есть. И что сложилось так что Рождество это пустое место, а Новый год ого-го. Все знакомые по учебе помешаны вот щас на коровах разного формата 118.gif Надеюсь мне дарить не будут, все знают о моем отношении, открытым текстом не раз говорила. blush.gif
нет, есть такие вещи. с которыми на компромисс не пойдёшь - например, праздник Самайн, он же хэллоуин. там совершенно чётко прослеживается очень нехорошая подоплека всего этого праздника. С Рождеством оказалось проще.
Новый Год - дата, конечно, условная. Но на Новый Год Православная Церковь совершает специальный новогодний молебен - вот, сподобил Господь ещё год прожить, а на будущий год попросить благословения - разве плохо? Поэтому для христиан гражданиский праздник Новый Год - тоже дата, хотя по значимости и не сравнимая с Рождеством.



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
alexandrvyatski
сообщение 22.5.2010, 20:39
Сообщение #15


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 56
Регистрация: 3.5.2010
Из: Кировская область
Участник №: 1072

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:христианин-адвентист седьмого дня

Вставить ник
Цитата


Рождественская елка вначале была распространена у египтян. Они имели ее за много сотен лет до христианства. Египтяне замечали время, когда пальма пускает новые ветви. И когда на ней было 12 ветвей, тогда они праздновали прааздник солнцестояния - 25 декабря, как символ окончания года. Историки считают, что этот обычай появился в первый раз у поклонниаов богов солнца, между которыми был один бог грома по имени Тур. Праздники таким богам совершали под елками или под соснами, которые были всегда зеленые. Этим люди хотели показать, что их бог Тур повелевает елкам и соснам, и они не сбрасывают своих игл к зиме. Но позже жрецы посчитали для себя затруднительным ходить ночами в горы к елям и соснам. Они убедили народ приносить елки в дома, объясняя, что где бы эти деревья ни находились, все равно рядом присутствует бог Тур. В некоторых странах верили, что этот бог охраняет ели и сосны от морозов, как пристанище для блуждающих умерших душ, где эти души и находятся в зимнее время. Когда люди стали приносить эти деревья в дом, то стали украшать их всевозможными образами и светильниками, чтобы духам было видно ночью. А в середину ставили изображение своего бога. Теперь, когда елку христианизировали, внизу ставят старого деда, представляющего Николая, или Санта - Клауса.Этот праздник христиане переняли от язычников и учредили как христианский праздник.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 29.3.2024, 10:07
Христианский рейтинг ChristForum.info