IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Исихазм
Философ
сообщение 4.10.2007, 1:11
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 737
Регистрация: 26.6.2007
Участник №: 6

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианка

Вставить ник
Цитата


Известно, что само слово «исихазм» происходит от др.-греч. тишина, покой. Кратко говоря, это мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления. Хотелось бы узнать ваше отношение к исихазму. И какие представители еще есть, кроме Симеона Нового Богослова и Григория Паламы?



--------------------
Кор.10:12 Посему, кто
думает, что он стоит, берегись,
чтобы не упасть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_Анна_*
сообщение 4.10.2007, 7:47
Сообщение #2





Гости





Цитата


Цитата(Философ @ 4.10.2007, 1:11) *
Известно, что само слово «исихазм» происходит от др.-греч. тишина, покой. Кратко говоря, это мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления. Хотелось бы узнать ваше отношение к исихазму. И какие представители еще есть, кроме Симеона Нового Богослова и Григория Паламы?

Эх, где же Натали! Вот у кого надо спросить!
Лично мне ничего не известно об указанных людях, может, ссылочку поставите, для ознакомления? Просто я слабо представляю себе, как это должно выглядеть, а интерес уже появился. smile.gif

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Философ
сообщение 4.10.2007, 13:26
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 737
Регистрация: 26.6.2007
Участник №: 6

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианка

Вставить ник
Цитата


Цитата(Анна @ 4.10.2007, 7:47) *
Эх, где же Натали! Вот у кого надо спросить!
Лично мне ничего не известно об указанных людях, может, ссылочку поставите, для ознакомления? Просто я слабо представляю себе, как это должно выглядеть, а интерес уже появился. smile.gif


Кстати интерес заново разгорелся после сообщения брата Андрея о любви как эросе, там я выкладывала текст Симеона Н.Богослова, который посоветовал Андрей. Вечером напишу поподробнее о Григорие Паламе. Он мне больше знаком. Еще по другому исихазм называют мистической практикой православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Фаворского света.



--------------------
Кор.10:12 Посему, кто
думает, что он стоит, берегись,
чтобы не упасть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_Анна_*
сообщение 4.10.2007, 14:17
Сообщение #4





Гости





Цитата


Цитата(Философ @ 4.10.2007, 13:26) *
Кстати интерес заново разгорелся после сообщения брата Андрея о любви как эросе, там я выкладывала текст Симеона Н.Богослова, который посоветовал Андрей. Вечером напишу поподробнее о Григорие Паламе. Он мне больше знаком. Еще по другому исихазм называют мистической практикой православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Фаворского света.

А Наташа знает что-то такое о католиках.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_IvanovAlexey_*
сообщение 4.10.2007, 17:54
Сообщение #5





Гости





Цитата


В моём церковно-славянском словаре написано, что Исихасты, - это подвижники, наложившие на себя обет молчания, на русском - молчальники.

Да благословит Вас Господь, Друзья мои!

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_Анна_*
сообщение 4.10.2007, 17:59
Сообщение #6





Гости





Цитата


Цитата(IvanovAlexey @ 4.10.2007, 17:54) *
В моём церковно-славянском словаре написано, что Исихасты, - это подвижники, наложившие на себя обет молчания, на русском - молчальники.

Да благословит Вас Господь, Друзья мои!

А я этого слова не знала, просто сестра описала явление - я поняла, что подобное слышала от другой сестры. Наверное, они потому и молчали, чтобы им ничто не мешало в их созерцании Бога. Как к этому относиться, можно узнать, прочитав что-то об этих людях.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_FROLL_*
сообщение 4.10.2007, 19:25
Сообщение #7





Гости





Цитата


Родина исихазма - египетское монашество. Термин “исихаст” встречается еще в литературе IV века. “Исихия” в переводе с греческого означает “внутренний мир, тишина, уединенное место”. Отцом христианского монашества считают Антония, который родился в 251 г. в Верхнем Египте. Он раздал полученное по наследству имущество и поселился в пещере. Примеру Антония в начале IV века последовал Пахомий, который увлек с собой небольшую группу христиан на остров на реке Нил. Так в истории христианства возник первый монастырь. Число их быстро стало расти. Чем было вызвано появление монастырского уклада жизни?

Пламенный дух первых христиан искал возможности наилучшего служения Богу. В Евангелии христиане усматривали два образца жизни святости - один обязательный, доступный для всех уверовавших, а другой - добровольный, для тех, которые “могут вместить” образ жизни полного посвящения Богу (Мф.19:12). Отдельные верующие, следуя призыву Спасителя и по примеру Апостолов, отрекаясь от житейских благ, посвящали себя исключительно проповеди Слова Божия, другие, не имея собственной семьи, всецело служили бедным и нуждающимся в помощи членам христианской общины (1Тим.5:5).

С IV века начался новый период в развитии христианства. Соприкосновение христианства с греко-римским языческим миром, превратило большинство верующих в полуязычников. Даже служители церкви постепенно “обмирщались”, совсем не отличаясь высокодуховной жизнью.

Основоположником древнего исихазма признают Макария Египетского.

Макарий был сыном пастуха. Пастушество развило в нем склонность к уединению и созерцанию. Он поселился в уединенной келий, где предавался молитве и добывал пропитание плетением корзин. На тридцатом году жизни Макарий ушел в самую отдаленную пустыню Египта - “песчаное море, где можно ходить только по указанию звезд”. Сюда стекалось к нему множество людей, бежавших из городов. Макарий был поставлен для них в пресвитеры. Во время одного из арианских гонений на христианство он был сослан на один из островов Нила, где обратил ко Христу все местное население.

Много размышлял Макарий о спасении души, о взаимодействии Божьей благодати и свободной воли человека: “Грех так сильно слился с природой человека, что сделался как бы его вторым существом. Избавить человека от греха может Тот, Кто его создал. Благодать не принуждает, а побуждает ко спасению. Человек может возродиться к новой жизни лишь при условии свободного решения” [4; с.31 ]. В отношении человека к Богу Макарий допускает не только приближение к Богу или Богоподобие, но и настоящее с Ним соединение, когда человек мыслит, чувствует и действует не в себе самом и не для себя, но всецело живет для Бога. Достижение состояния глубокого общения с Богом, созидания Царства Божия внутри себя, хождение во свете Господнем - такие целя ставили перед собой монахи - исихасты.

ОСНОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСИХАЗМА

Сердцевиной исихастского учения является представление о Фаворском свете, явленном на горе Преображения.
Достижение духовности для исихастов оказалось неразрывно связанным с представлением о “Фаворском свете”. Они считали, что если будут молиться так, как молился Христос и великие мужи веры, то небесный благодатный свет начнет оживотворять их сердца и сделает их сосудами, благопотребными Владыке на всякое доброе дело (Лк.9:29).
Исихазм, развивая взгляды раннехристианских учителей Церкви и их последователей, открывал перед верующими возможность богопознания, единении с Богом через восприятие Божественного света. Исихасты указывали на “Преображение” как на частный случай проявления света Божьей благодати, постепенно действующей в мире и способной соединиться со святыми еще во время земной жизни. Цель исихии -достижение внутренней тишины, гармонии, цельности духовных и телесных состояний, “умное восхождение” от чувственных впечатлений к “невещественному свету”.Большое влияние в деле устроения этой формы духовной жизни имели сочинения Симеона Нового Богослова. У историков христианской культуры он охарактеризован как предтеча исихазма [10; стр.50]. Церковь наименовала его Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями раннехристианского учителя Григория Богослова. И тот, и другой отличаются глубиной созерцания истин христианского благочестия.





ИСИХАЗМ И ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ХРИСТИАНСТВО


Несмотря на то, что исихастское движение возникло в лоне православия, в нем можно обнаружить некоторые черты евангельско-протестантского христианства.

Во-первых, само монашество, которое стало питательной средой для исихастских устремлений, в своей первоначальной форме обозначилось как реакция протеста на вторжение мирских веяний в Церковь, как внутреннее несогласие с началом бурного храмостроительства и устроением необычайно ярких в пышных форм Богослужения. “Аскетизм, как историческое явление, есть непосредственное продолжение харизматизма,

- заявляет богослов Павел Флоренский. - Аскеты - это позднейшие харизматики, а харизматики позднейшие аскеты” [20; с.35]. Следует иметь ввиду, что Флоренский называет харизматизмом жизнь по духу, а не религиозную экзальтацию, ведущую к самообольщению.
Рассуждая о путях спасения души, исихасты на первый план выдвигают евангельское учение об оправдании верой. “Кто оправдается от дел закона? - вопрошает Симеон Новый Богослов. - И царепророк говорит: не оправдается пред Тобою всяк живущий. Верою, какую имею в Бога моего, надеюсь спасенным быть по неизреченному благоутробию Его даром. Знаю я человека, который ни долгих, ни великих постов не держал, ни бдений не совершал, ни на голой земле не спал, ни других подобных особенно тяжелых подвигов на себя не налагал, но, приведши на память грехи свои, познал свое окаянство и, осудив себя, смирился. Многоблагоутробный Господь за это одно спас его. Вера - есть дар Всеблагого Бога” [3; стр.459].

В своих молитвенных размышлениях о Слове Божьем исихасты приходят к выводу, что спасение человека совершается совместным действием Божественной благодати и свободной воли человека. Человек может возродиться к новой жизни лишь при условии свободного решения. Благодать не принуждает, а побуждает ко спасению. Задача духовного возрастания христиан состоит в том, чтобы вытеснить “жизнь тьмы” и воспитать в себе “жизнь света”.

Рассуждая о путях спасения души, исихасты на первый план выдвигают евангельское учение об оправдании верой. “Кто оправдается от дел закона? - вопрошает Симеон Новый Богослов. - И царепророк говорит: не оправдается пред Тобою всяк живущий. Верою, какую имею в Бога моего, надеюсь спасенным быть по неизреченному благоутробию Его даром. Знаю я человека, который ни долгих, ни великих постов не держал, ни бдений не совершал, ни на голой земле не спал, ни других подобных особенно тяжелых подвигов на себя не налагал, но, приведши на память грехи свои, познал свое окаянство и, осудив себя, смирился. Многоблагоутробный Господь за это одно спас его. Вера - есть дар Всеблагого Бога” [3; стр.459].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Несмотря на отдельные элементы, привнесенные греческой философской культурой, исихастские подвижники создали в целом триадо-центричное, христологичное и христоцентричное богословие.

Учение о Троице, о Вечном Боге, дарующем откровения, они раскрывали с новозаветных позиций, показывая, тем самым, уникальное положение христианства среди других религиозных систем.Бог Библейского откровения не есть Бог философов и ученых, - к этой мысли склонялись исихасты, Его нельзя постичь путем философских умозаключений и научных доказательств. Он познается через личное откровение, мистическое созерцание, веру и покаяние. Однако, Слово Божие как источник объективного богооткровения оставалось для исихастов на втором, или даже на третьем плане.

Две крайности угрожают нормальному устроению духовной жизни. Впадение в чистый интеллектуализм, идущий частично от Оригена и Евагрия Понтийского или погружение в мессалианство, которое учило познавать Бога чувственным образом. Только некоторые духовно опытные исихасты смогли преодолеть эти крайности и воспринять законы спасительной благодати Божией, научающей “нас, чтобы, мы, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит.2.12). Подавляющее же большинство впало в крайний мистицизм.

Сообщение отредактировал FROLL - 4.10.2007, 23:56

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_Анна_*
сообщение 4.10.2007, 21:28
Сообщение #8





Гости





Цитата


Цитата
В своих молитвенных размышлениях о Слове Божьем исихасты приходят к выводу, что спасение человека совершается совместным действием Божественной благодати и свободной воли человека. Человек может возродиться к новой жизни лишь при условии свободного решения. Благодать не принуждает, а побуждает ко спасению. Задача духовного возрастания христиан состоит в том, чтобы вытеснить “жизнь тьмы” и воспитать в себе “жизнь света”.

Вот это очень важно понимать.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Философ
сообщение 7.10.2007, 20:11
Сообщение #9


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 737
Регистрация: 26.6.2007
Участник №: 6

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианка

Вставить ник
Цитата


Вот еще небольшая информация по исихазму. Под исихазмом в узком смысле понимается направление философии 14 -15 в. Ведущим представителем был Митрополит Григорий Палама (1296-1356). Оказывается это направление называют паламизмом, который представляет собой учение о нетварных энергиях Божества. Сущность Бога не познаваема, не постижима, не сообщаема. человеку. Но могут быть явлены человеку Божественные энергии, пример - Фаворский свет на горе Фавор, где произошло преображение Иисуса Христа и он явил своим ученикам видимым образом свою Божественную природу. Григорий Палама разработал учение о мистическом пути Богопознания, в 1351 году паламизм был признан в качестве официального учения Восточной Церкви.



--------------------
Кор.10:12 Посему, кто
думает, что он стоит, берегись,
чтобы не упасть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Гость_Анна_*
сообщение 7.10.2007, 20:23
Сообщение #10





Гости





Цитата


Цитата(Философ @ 7.10.2007, 20:11) *
Вот еще небольшая информация по исихазму. Под исихазмом в узком смысле понимается направление философии 14 -15 в. Ведущим представителем был Митрополит Григорий Палама (1296-1356). Оказывается это направление называют паламизмом, который представляет собой учение о нетварных энергиях Божества. Сущность Бога не познаваема, не постижима, не сообщаема. человеку. Но могут быть явлены человеку Божественные энергии, пример - Фаворский свет на горе Фавор, где произошло преображение Иисуса Христа и он явил своим ученикам видимым образом свою Божественную природу. Григорий Палама разработал учение о мистическом пути Богопознания, в 1351 году паламизм был признан в качестве официального учения Восточной Церкви.

Сестра, а есть ссылочка какая-нибудь?

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Философ
сообщение 7.10.2007, 20:40
Сообщение #11


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 737
Регистрация: 26.6.2007
Участник №: 6

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианка

Вставить ник
Цитата


Цитата(Анна @ 7.10.2007, 20:23) *
Сестра, а есть ссылочка какая-нибудь?


Ссылочки нет, это перерыла домашнюю литературу, но надо поискать в сети.



--------------------
Кор.10:12 Посему, кто
думает, что он стоит, берегись,
чтобы не упасть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Lee
сообщение 19.11.2007, 21:39
Сообщение #12


Участник
**

Группа: Участники
Сообщений: 13
Регистрация: 19.11.2007
Участник №: 104

Вставить ник
Цитата


В одном монастыре были послушники не послушные, и исихиазм у них был не молчаливый.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Философ
сообщение 19.11.2007, 23:04
Сообщение #13


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 737
Регистрация: 26.6.2007
Участник №: 6

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианка

Вставить ник
Цитата


Цитата(Lee @ 19.11.2007, 21:39) *
В одном монастыре были послушники не послушные, и исихиазм у них был не молчаливый.

А монастырь случайно не за колючей проволокой? wink.gif



--------------------
Кор.10:12 Посему, кто
думает, что он стоит, берегись,
чтобы не упасть.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 27.4.2024, 7:37
Христианский рейтинг ChristForum.info