IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Светлое Христово Воскресение, Пасха.
Владимир
сообщение 19.4.2009, 5:29
Сообщение #1


Бывший администратор
***

Группа: Вне конфессий
Сообщений: 1981
Регистрация: 22.6.2007
Участник №: 2

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Христианин Внеконфессиональный

Вставить ник
Цитата


Сегодня все православные христиане праздуют величайший христианский праздник Светлое Воскресение Христова — Пасху. Это праздник победы Господа Бога над сатаной, праздник дарования людям надежды на обретение Царствия Небесного после смерти, праздник приближения Господа Бога к нам, простым смертным.

В большинстве стран Европы, а также в Австралии праздник Пасхи является государственным. В ряде стран выходным днем является либо Страстная Пятница, либо понедельник, следующий за Пасхой.

В некоторых государствах в связи с празднованием Пасхи установлены целых четыре выходных дня (Страстная пятница, суббота, воскресенье – главный день торжества и понедельник следующей за Пасхой Светлой седмицы). К этим странам относятся: Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Латвия, Литва, Испания, Португалия, Словакия, Словения, Хорватия, Финляндия, Швейцария, Швеция.

В Италии официальным государственным праздником является Пасхальный Понедельник.

В Нидерландах праздник Пасхи начинается в пятницу, когда по всей стране объявляется короткий рабочий день и не работают все официальные учреждения, и продолжается до понедельника. Воскресенье – 1-й пасхальный день, понедельник – 2-й пасхальный день.

В Греции православие является государственной религией, и церковь не отделена от государства. Более 90% населения – православные христиане. Поэтому праздник Пасхи является государственным и поистине всеобщим.

В Эстонии Страстная Пятница в канун дня Пасхи, отмечаемого западными христианами, является государственным праздником и нерабочим днем.

В Трудовом Кодексе Канады Пасхальный Понедельник значится как государственный праздник и почти повсеместно в стране (за исключением провинции Британская Колумбия), он является выходным днем.

Пасха является официальным праздником практически во всех государствах Латинской Америки, в частности, в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, Перу. В этих странах праздничными являются или Страстная Пятница или Пасхальный Понедельник.

В Сирии наряду с мусульманскими праздниками официальным праздником является и Пасха.

В Ливане праздничными и нерабочими днями объявлены Страстная Пятница и Пасхальный Понедельник.

В Южно-Африканской Республике официальным праздником является Страстная Пятница, в Намибии – Страстная Пятница, Пасхальное Воскресенье и Пасхальный Понедельник.

В некоторых странах СНГ праздник Пасхи также признан на официальном уровне.

В Белоруссии и католическая, и православная Пасха являются государственными праздниками.

В Украине кодексом законов о труде православная Пасха объявлена нерабочим днем. Соответственно, Пасхальный Понедельник является выходным днем.

В Грузии нерабочими днями являются Страстная Пятница и Пасхальный Понедельник.

В Молдове официальными праздничным днями являются первый и второй день Пасхи, согласно церковному календарю, и первый понедельник после Пасхи (Родительский день).



--------------------
В дискуссиях больше не участвую, на письма и ЛС не отвечаю.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 19.4.2009, 12:20
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


В Петербурге депутаты тоже обсуждали вопрос о Пасхе, но предложение не прошло - кто-то "мудро" заметил, что если Пасху сделают праздничным днём на общегородском уровне, это якобы может оскорбить представителей других религиозных общин. Кого это, интересно - Свидетелей Иеговы, что ли? 105.gif


Пасха - путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа


Воскресение Христово (Пасха)

автор: Диакон Андрей Кураев


Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были.

Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4,12).

И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…

Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона.

Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.

«Сошествие во ад» являет нам, как совершается победа Христова: не силой и не магически-авторитарным воздействием, но — через максимальное «Самоистощание», самоумаление Господа. Ветхий Завет повествует, как Бог искал человека. Новый Завет, вплоть до Пасхи, нам говорит, как далеко пришлось пойти Богу, чтобы найти все же Своего Сына.

Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть.

На этой иконе дан момент перелома, мгновение встречи двух разнонаправленных, но единых по цели действий: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — такова золотая формула православного понимания человека.

Эти (ранее закрытые) возможности преображения открываются для человека стремительно — «во едином часе». «Пасха» и означает «переход», стремительное избавление. В ветхозаветные времена пасхальным хлебом были опресноки — безквасные хлебы, изготовленные наскоро из теста, которое некогда было даже заквасить. Столь же стремительно свершается и освобождение человечества (уже всего человечества, а не только еврейского народа) от рабства (уже не египетскому фараону, но самой смерти и греху).

Главный смысл иконографии Воскресения — сотериологический. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его <в крещении>, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Или — победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.

Поэтому иконописец, задача которого — передать пасхальный опыт Церкви — не может просто представить саму сценку исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия во ад.

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10,21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14,12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.

В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет»… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов.14.14).

Да, ветхозаветным людям не было ясно открыто наличие жизни и после жизни. Они могли предчувствовать, жаждать этого — но явно им ничего не было сказано. Ведь говорить, что за смертью их ждет жизнь в Боге, Царство Небесное, — значит утешать их и обнадеживать, но ценой обмана. Ибо до Христа оно еще не могло вобрать в себя мир, и никто из мира не мог вместить его в себя. Но и говорить людям Ветхого Завета правду о Шеоле — значило провоцировать в них приступы безысходного отчаяния или надрывного эпикурейства: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.

Впрочем, и смысл, и событийное настроение Пасхи нам не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».

«Свой пришел к своим». Кто эти «свои»? Святые цари и пророки, праведники Ветхого Израиля? Да! Но что говорит Златоуст? Разве говорит он: «Ни единого иудея во гробе» (в духовном гробе, в Шеоле)? Нет, — вообще «мертвый ни един».

Знали ли русские иконописцы, что древнейшие православные святые считали «христианами до Христа» праведных язычников-философов? «Сократ и Гераклит и им подобные, которые жили согласно с Логосом (Словом), суть христиане» (святой Иустин Мученик). Все те, кто искал Единого Бога и во имя Его подавал своему ближнему «хоть чашу холодной воды», чья совесть вела к служению Богу и добру,- все они искали именно Христа (еще не зная Его имени) и были узнаны и признаны Им как Его и спасены. Так считали древнейшие отцы Церкви, и даже во время, когда язычество было еще сильно, они не боялись узнавать правду в ее формально нехристианских облачениях — и воцерковлять ее. Нехристианские мыслители (если они учили добру) почитались неправомочными обладателями не им принадлежащей истины, а сама Истина почиталась Единой и предугадываемой всеми духовно ищущими людьми. И потому — как Моисей приказал еврейскому народу во время пасхального исхода забрать все золото из египетских домов (ибо оно было заработано евреями за столетия их рабства), — так и христиане должны приносить в Церковь все лучшее; все духовное золото, наработанное человечеством вне церковной ограды, «под рабством закона».

Но еще и в «золотую осень» православного средневековья, может быть и незнакомые с Иустином Мучеником, русские и молдавские иконописцы не стеснялись на фресках соборов писать лики дохристианских философов. Может, и на иконах Воскресения Христова они видели и писали не только ветхозаветных праведников, но и всех, заслуживших блаженство «алчбой и жаждой правды». Ведь, как писал ап. Павел, Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4,10). Ведь Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,3-4). Как само Пришествие в мир Слова означает суд, состоящий в том, что то, что было от света, — приняло Свет, потянулось к Нему и просветлилось, а те, чьи дела были злы, возненавидели Его (Ин. 3,19-21), — так не только в этическом, но и в познавательном плане обретение полноты Истины необходимо «судит» все остальные человеческие мнения. «Истинное Слово, когда Оно пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши» (святой Иустин Мученик).

То, что казалось почти неразрешимым, равнодоказательным; что обладало, казалось бы, одинаковым достоинством полуистины-полулжи — при свете Истины, воссиявшей в сумерках безблагодатного богоискания, оказалось совсем не столь равнозначным. Усталая релятивистская мудрость дохристианского мира оказалась освещенной Солнцем Правды — Христом. И все сразу стало иным. <…>

То, что выдерживало сравнение со Светом, выявляло свое родство с Ним, — соединялось с Ним, и принималось Церковью.

«Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адаму и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но — значимая деталь — они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. В день падения Ева думала получить причастие к Высшей Истине, не любя саму Истину, не любя Бога. Она избрала магический путь: «вкусите и станете», подменив им трудную заповедь «возделывания»… И вот теперь перед нею снова Истина, ставшая плотью, — Христос. Вновь Причастие Ему способно спасти человека. Но теперь Ева знает, что к Причастию нельзя приступать с самоуверенностью… Теперь понимает: все существо человека должно пронзить «рассуждение», — к Кому дозволено ему причаститься…

И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней.

Прежде, в раю, одеждой людей была Божественная Слава. «Совлекшись» ее после грехопадения, после попытки стяжать всю полноту этой Славы бесславно-техническим путем, и явилась потребность в материальной одежде. Свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, ибо при этом свете, ставшем теперь внешним для них и извне обличающим, «узнали они, что наги» (Быт.3,7). Одежда служила тому же, чему позже станут служить города — самоизоляции, ставшей, увы, необходимой (город — от «городить, огораживать»).

То, что сейчас, в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног, покрыта одеждой, — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения). Но именно поэтому — и спасена Ева. Спасена, — ибо покаялась.

Иконописец всегда, когда надо показать встречу человека и Бога, Вечного и временного, стремится явить не только сам факт встречи, но и значение человека в ней, его личное, выбирающее, верующее отношение к Встреченному. В данном случае об этом говорят не только лик или жесты, но и одежды.

А поскольку тем самым вводится тема покаяния, икона в душе молящегося совмещает Великую Субботу (когда было сошествие во ад) и Пасхальное воскресение. Совмещает покаянные чувства завершающих дней Великого поста и всерастворяющую радость Пасхи.

«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею» (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека — та судьба, о которой вопрошал Бунин: «Бог ли человек? Или «сын бога смерти»? На это ответил Сын Божий».

И вновь скажу: это не «мифология» или «теоретическое богословие». Что более соответствует природе человека: христианское свидетельство о пасхальном чуде или тяжеловесная рассудочность «научного атеизма» — легко опытным путем установить в эти пасхальные дни. Вот если я скажу вам: «Христос воскресе!» — всколыхнется ли ваше сердце ответным: «Воистину воскресе!» — или вы прикажете ему промолчать?.. А лучше — поверить сердцу!

Из книги «Школьное богословие» - М.: Фонд «Благовест», 1999 г.



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Putnik
сообщение 2.5.2009, 11:10
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 159
Регистрация: 12.3.2009
Из: г мелитополь
Участник №: 730

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:ХРИСТИАНИН вне конфессий

Вставить ник
Цитата


Все так красиво написано за иконы, просто как ап Павел сказал в рим 16:18(ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных) Об "Образах "написано что мы даже не должны думать что Божество можно уподобить образу от искуства и вымысла человеческого(деян 17:29) Образ Бога невидемого был явлен во Христе(2кор4:4) и если Христос в нас,то образ Бога в нас,а не на стенке,и этот образ есть сама жизнь Христа,(1Иоанн1:2).Это образ поведения ,мышления,это тот образ в который мы преображаемся(2Кор 3:18) В Иоанн21 гл написано что когда Иисус явился ученикам на море Тевиреадском -ученики Его не узнали(Он был в другом образе, ходить с Ним три года, и при встрече по виду стоял совершенно другой),они узнали Его по проявлению,по жизни.Образ Божий это не внешнее что явил Христос, а сама жизнь.На горе преображения(Лук9:29) одежда сделалась белою, а вид лица Его не просто просиял,он изменился(стал другим).То о каком "Образе"идет речь,и если Славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку(Рим1:23) тогда открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков,подавляющих истину неправдою(Рим1:18).

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Травкина Мария
сообщение 2.5.2009, 12:28
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 560
Регистрация: 15.9.2008
Из: Ленинградская обл.
Участник №: 545

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:Православная христианка (РПЦ МП)

Вставить ник
Цитата


Цитата(Putnik @ 2.5.2009, 11:10) *
Все так красиво написано за иконы, просто как ап Павел сказал в рим 16:18(ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных) Об "Образах "написано что мы даже не должны думать что Божество можно уподобить образу от искуства и вымысла человеческого(деян 17:29) Образ Бога невидемого был явлен во Христе(2кор4:4) и если Христос в нас,то образ Бога в нас,а не на стенке,и этот образ есть сама жизнь Христа,(1Иоанн1:2).Это образ поведения ,мышления,это тот образ в который мы преображаемся(2Кор 3:18) В Иоанн21 гл написано что когда Иисус явился ученикам на море Тевиреадском -ученики Его не узнали(Он был в другом образе, ходить с Ним три года, и при встрече по виду стоял совершенно другой),они узнали Его по проявлению,по жизни.Образ Божий это не внешнее что явил Христос, а сама жизнь.На горе преображения(Лук9:29) одежда сделалась белою, а вид лица Его не просто просиял,он изменился(стал другим).То о каком "Образе"идет речь,и если Славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку(Рим1:23) тогда открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков,подавляющих истину неправдою(Рим1:18).

Брат, эта тема уже неоднократно обсуждалась на форуме. Или Вы и вправду считаете, сто православные Библии не читали? smile.gif

Перепечатано из газеты "Православный Санкт-Петербург".


ПАСХА ГОСПОДНЯ НАМ ДНЕСЬ ВОЗСИЯ…
Какое отношение к нам имеет Воскресение Христово?

Самое прямое. «От смерти к жизни и от земли к Небесе» — так Церковь в своих песнопениях свидетельствует об изменении, произошедшем в человеческой природе в момент Воскресения. Обратите внимание — в человеческой природе! Тот путь, которым прошёл Христос, становится отныне для нас ожидаемой реальностью. Как говорил свт. Григорий Нисский, Христос Своим Воскресением «проложил путь на небо» для всякого человека. Мы ждем, что воскреснем так же, как воскрес Христос. Не тление и смерть, но вечная жизнь в торжествующем, прославленном теле, — вот что обещается миру, вот что отныне становится перспективой всякого верного Богу человека.

Почему Воскресший Христос не явился Своим убийцам?

Это очень важный вопрос. Действительно, мы не встречаем ни одного указания на встречу с Воскресшим Его врагов или недоброжелателей. А ведь это было бы так просто — явиться и всем доказать, что Иисус был не простым плотником из Назарета, а Сыном Божиим. Но ничего этого не произошло.

Почему? Прежде всего, потому, что христианство не навязывает новую и блаженную жизнь в единстве с Богом, не принуждает к ней, но свидетельствует о ней. Знаете, это как с ребёнком. Мы, родители, счастливы, когда он нам доверяет, верит нам по любви, по велению сердца, а не по принуждению, не потому, что мы его заставили верить нам.

Заметьте, Христос являлся только тем, кто Его любил и ждал. Он являлся так, что мог быть и не узнан… Здесь такой, наверное, механизм: когда человек внутренне становится готов к встрече с Воскресшим — она происходит. Так же и в нашей молитвенной жизни. Пока мы носимся со своим скепсисом, критикой Священных рассказов Писания и Предания, — мы не чувствуем Бога. Но когда мы как-то внутренне откроемся Господу — происходит встреча. И мы воистину чувствуем в нашей жизни присутствие Воскресшего и то, что Он действительно, воистину воскрес.

Что уместнее всего есть на Пасху?

Не кулич, не крашеное яйцо… Это тоже важно, но не главное. Самая уместная, если так можно выразиться, пасхальная пища — это Воскресшее Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Святое Причастие. Поэтому на Пасху нужно обязательно (!) посетить храм и причаститься.

Зачем на Пасху красят яйца?

Накануне Пасхи во многих семьях красят яйца. Их окрашивают в различные цвета, украшают орнаментом, рисунками. И никогда не забывают часть яиц покрасить в красный цвет. Красное яйцо — очень ёмкий символ. С одной стороны, яйцо само по себе всегда символизировало жизнь, жизнь, торжествующую над смертью (твёрдая и мёртвая скорлупа, а за ней таится жизнь — цыплёнок). С другой стороны, красное пасхальное яйцо напоминает нам об искуплении человечества жертвенной Кровью Спасителя.

А вот какое необычное толкование пасхальному яйцу даёт древнерусский документ XVI века. Яйцо указывает на всё творение: скорлупа подобна небу, плёнка (отделяющая скорлупу от самого яйца) изображает облака, белок подобен воде, желток — наша земля, а «сырость», жидкое состояние самого яйца, подобно греху в мире. Господь наш Иисус Христос воскрес из мёртвых, всё творение обновил Своею Кровью, подобно тому, как хозяйка украшает яйцо, и «сы­рость греховную иссушил, якоже яйцо изгусти». То есть отвердение варёного яйца сравнивается древним русским автором с процессом преображения творения.

Согласно старинному преданию, обычай дарить на Пасху красные яйца был введён св. Марией Магдалиной, которая, придя в Рим, подарила красное яйцо императору Тиберию со словами: «Христос воскрес!» Однако скорее всего, это лишь легенда. Ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Василий Великий, ни иные отцы того времени обычая красить яйца не знают. Но уже в V–VI веках он известен. О древности обычая свидетельствует и то, что он сохранился в сообще­ствах, отпавших от православия около V–VI веков, — у армян, маронитов и яковитов.

Что такое «пасхальный кулич»?

Кроме крашеных яиц православные христиане славянских стран на Пасху пекут куличи (на Украине куличи называются пасхами): сладкие хлебы с изюмом, цукатами, орехами…

Ещё древние язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха — начало будущаго века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб — кулич прообразовательно напоминает нам о хлебе, который мы будем вкушать в Царствии Небесном (если окажемся достойны).

Что еще верующие могут приготовить к пасхальному столу?

Это, прежде всего, творожные пасхи в виде пирамидок. Такая творожная пасха символизирует Церковь Христову. Ведь что такое творог? Створоженное, преображённое молоко. Из чего состоит Церковь Христова? Из людей, преображённых Духом Святым. Творожная пасха указывает на членов Церкви, собранных вместе и преображённых Духом Святым. Именно поэтому вверху творожной пирамидки водружается знак Креста Христова.

На Руси вообще пасхальный стол достаточно обширен. Встречаются и такие оригинальные блюда, как сливочное масло в виде барашка, «четверговая соль». Эта соль приготавливается в Великий Четверг. Напомню, что, по свидетельству евангелистов, на столе во время Тайной Вечери стояло блюдо с соленым соусом – солилом. Отсюда русский обычай готовить четверговую соль. Что это такое? Это крупная каменная соль, смешанная с густой квасной гущей, растворившаяся в этой гуще, а потом выпаренная на сковородке на медленном огне. По остывании смеси отвеивают ссохшуюся квасную гущу от соли. Такая соль имеет кофейный цвет и особый приятный вкус. В старину пасхальные яйца ели только с четверговой солью…

Недалеко от нашего дома освящают куличи прямо в супермаркете. Для нас это удобнее, чем ехать в храм.

В последние годы всё чаще прихожане спрашивают об этом… Конечно, это удобнее, но это никак не согласуется с церковным обычаем. Освящение снеди — не самоценная процедура, оторванная от богослужения Пасхи, но часть праздника. Пасхальные яства освящаются в притворе храма! Для постившихся людей! Для них это как бы предначинание праздника.

А для кого-то из ещё только находящихся на пути к вере это возможность лишний раз войти в храм, увидеть иконы, услышать церковную молитву. Может быть, этот приход в храм снимет последний барьер на пути к Церкви.

Так что никакого освящения в супермаркетах быть не может. В крайнем случае, если вы не можете приехать в храм в субботу, накануне Пасхи, то просто дома окропите продукты святой водой. Это будет правильнее.

о. Константин ПАРХОМЕНКО, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора



--------------------
Сия бо есть чистота сердца, чтоб, увидев грешников и немощных, сострадать и милосердствовать о них. (Св. Макарий Великий)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Putnik
сообщение 2.5.2009, 17:19
Сообщение #5


Активный участник
***

Группа: Участники
Сообщений: 159
Регистрация: 12.3.2009
Из: г мелитополь
Участник №: 730

Вероисповедание и конфессиональные взгляды:ХРИСТИАНИН вне конфессий

Вставить ник
Цитата


Библию читают все,но поклоняться Ему нужно в Духе и Истине(Иоанн4:23),существует одна форма поклонения это в Слове(Слово и есть истина Иоанн 17:17) всякие традиции ,обряды-этого просто нет в Слове,о каких куличах,крашенных яйцах, и.т.д.может идти реч,это человеческие заповеди, а Господь сказал(зря чтут Меня,уча учениям,заповедям человеческим Матф 15:9) Того кого послал Бог,говорит слова Божьи(Иоанн3:34) а кто говорит свое -говорит ложь(Иоанн8:44) а участь всех лжецов-в озере огненном (Отк21:8)

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 23.4.2024, 8:33
Христианский рейтинг ChristForum.info